Найти в Дзене

Миф о цифровых фотокамерах с "уникальной" цветопередачей

Для меня цифровые фотокамеры это, в первую очередь, дизайн их корпусов, возможности управления, логика прошивки, особенности оптики. Некоторые фотографы видят больше различий между цифровыми камерами, а именно - выдающиеся способности определённых моделей (часто - моделей прошлых лет) передавать "уникальный цвет". Самый распространённый миф - CCD-датчики дают лучший цвет, в сравнении со CMOS-датчиками изображения. Ещё один миф - датчики Kodak дают уникальное по цвету изображение. Где-то рядом множество фотографов рассуждает на тему уникальности цветопередачи Fujifilm FinePix S3 Pro или S5 Pro. Мне особенно смешно в таких ситуациях, т.к. "уникальный" цвет на ваших снимках - всего-лишь программная обработка сигналов яркости многих "пикселей" датчика изображения. Интерпретация черно-белой картинки. Интерпретация программная. Как вы понимаете, зависит она не от датчика изображения, а от мощности встроенного в камеру процессора и эффективности соответствующих алгоритмов. Какой бы не была кр

Для меня цифровые фотокамеры это, в первую очередь, дизайн их корпусов, возможности управления, логика прошивки, особенности оптики. Некоторые фотографы видят больше различий между цифровыми камерами, а именно - выдающиеся способности определённых моделей (часто - моделей прошлых лет) передавать "уникальный цвет".

У этой фотокамеры совершенно уникальный цвет. Золотой :D
У этой фотокамеры совершенно уникальный цвет. Золотой :D

Самый распространённый миф - CCD-датчики дают лучший цвет, в сравнении со CMOS-датчиками изображения. Ещё один миф - датчики Kodak дают уникальное по цвету изображение. Где-то рядом множество фотографов рассуждает на тему уникальности цветопередачи Fujifilm FinePix S3 Pro или S5 Pro.

Мне особенно смешно в таких ситуациях, т.к. "уникальный" цвет на ваших снимках - всего-лишь программная обработка сигналов яркости многих "пикселей" датчика изображения. Интерпретация черно-белой картинки. Интерпретация программная. Как вы понимаете, зависит она не от датчика изображения, а от мощности встроенного в камеру процессора и эффективности соответствующих алгоритмов.

Какой бы не была крупной матрица, сколько бы на ней не было "пикселей" - в конечном счёте всё упирается во внутрикамерную интерпретацию данных или интерпретацию вне камеры с помощью специального ПО.

И да, у Fujifilm алгоритмы одни, а у Panasonic могут быть иные. Алгоритмы Leica будут алгоритмами Panasonic (потому что они лохи в цифровой фотографии) и дело здесь не в производителе датчика изображения (в рамках одной принципиальной инженерной схемы - CCD или CMOS), а в программном расчёте цвета.

Есть Olympus E-20 (датчик Sony), Olympus E-1 (датчик Kodak) и Olympus E-3 (датчик Panasonic). Все три камеры дают один и тот же цвет, который ассоциируется с цифровыми фотокамерами Olympus. Датчики разные, алгоритмы (настройки) обсчёта картинки фирменные.

На поверхности кремниевых чипов находятся миллионы светочувствительных диодов, каждый из которых фиксирует один "пиксель" на будущей фотографии. Когда вы делаете снимок, затвор открывается на короткое время, и каждый пиксель на датчике изображения записывает яркость падающего на него света, накапливая электрический заряд. Чем больше света попадает на пиксель, тем выше его заряд. После закрытия затвора заряд каждого пикселя измеряется и преобразуется в число. Эта серия чисел используется для восстановления изображения путем установки цвета и яркости соответствующих пикселей, которые могут быть интерпретированы и отображены на экране.

Пиксели на датчике изображения фиксируют только яркость, а не цвет. Они записывают шкалу серого - серию тонов от чисто белого до чисто черного. Когда фотография была впервые изобретена в 1840-х годах, она могла записывать только черно-белые изображения. Одним из крупных прорывов в 1860 году стало открытие Джеймса Максвелла. Оказывается, цветные фотографии можно создавать с помощью черно-белой пленки и красных, синих, зеленых фильтров. Максвелл попросил фотографа Томаса Саттона трижды сфотографировать шотландскую ленту, каждый раз с другим цветным фильтром перед объективом. Затем три черно-белых изображения проецировались на экран с помощью трех разных проекторов, каждый из которых был оснащен тем же цветным фильтром, используемым для получения проецируемого изображения. Когда их совместили, три изображения образовали полноцветную фотографию.

Цветное фотографическое изображение обычно основано на трех основных цветах: красном, зеленом и синем (RGB). Это называется аддитивной цветовой системой, потому что, когда три цвета комбинируются в равных количествах, они образуют белый цвет.

Поскольку дневной свет состоит из красного, зеленого и синего; размещение соответствующих фильтров над отдельными пикселями датчика изображения может создавать цветные изображения, как это было сделано Максвеллом в 1860 году. Каждый диод имеет крошечный фильтр R, G или B сверху, что означает, что он несет достоверную информацию только об одном компоненте изображения в этой точке. Поэтому, если быть точным, «20-мегапиксельная» камера реально получает информацию о цвете с плотностью 20/3 = 6,7 мегапикселей. Используя процесс, называемый интерполяцией, камера вычисляет фактический цвет каждого пикселя, комбинируя цвета, которые она захватила напрямую, через свой собственный фильтр, с двумя другими цветами, захваченными пикселями вокруг него.

По факту, без программной обработки, датчик изображения любой камеры CCD или CMOS видит мир в оттенках серого. Всё остальное - математика и интерполяция. Это означает так же то, что мы можем взять необработанные данные (RAW) с любой из камер и в RAW-конверторе имитировать "тот самый цвет" с какой-нибудь условной S3 Pro. Для этого нужно достаточно виртуозно владеть соответствующими программами - ничего невозможного нет.

Реальную картинку с камеры можно попытаться получить с помощью специального ПО, которое гарантированно "проигнорирует" прописанные в RAW настройки проявки. Чаще всего "проявщики" прочитывают записанные настройки съёмки и предъявляют вам, на самом деле, уже исправленный вариант. Иногда прочитывают криво, особенно если камера старая и больше не поддерживается.

Ваша "уникальная" камера не уникальна. Более того, если вы горды тем, что камера выводит по умолчанию (из коробки) яркое привлекательное изображение - это означает лишь то, что камера выполнила за вас часть творческой работы по "проявке" снимка. И сделала это так, как записано в её алгоритмах, навязывая своё и игнорируя ваше мнение. Следовать за толпой - не всегда правильная стратегия. Профессиональна ли такая камера? Может быть, нейтральная, "блёклая" картинка, подходящая для постобработки - более правильное решение? Безусловно.

В конце концов, куда важнее цвета, который настраивается при постобработке RAW, такие параметры, как "тянучесть" RAW. Каковы пределы для ввода экспокоррекции - сколько оттенков серого могут зафиксировать "пиксели". Чрезвычайно важна способность сохранять минимальный шум в тенях при усилении сигнала с датчика. Но оба этих параметра больше зависят от размера самого "пикселя" датчика изображения, нежели от его производителя (зависят от размера самого датчика и числа воспринимающих элементов на нём).

Не существует цифровых камер с уникальным цветом. Существует фирменные алгоритмы интерпретации цвета, которые при достаточном профессионализме можно повторить при обработке RAW с любой камеры в специальных программах. Если оно вам нужно :D

Подробнее на канале