Эрнст Чейн — химик, который вовремя вспомнил про пенициллин.
В 1930-х Александр Флеминг открыл удивительную способность пенициллина убивать смертоносные бактерии, но ему не удалось выделить вещество в чистом виде, что позволило бы начать его использование в медицинской практике.
Десять лет спустя выдающемуся открытию, которое могло изменить судьбу человечества, грозило забвение. К счастью, именно тогда к работе над выделением пенициллина приступил химик Эрнст Чейн совместно с коллегой, бактериологом Говардом Флори.
Вскоре им удалось выделить субстанцию в чистом виде. Поначалу они использовали кустарные методы, и все же пенициллин начал спасать жизни. В Англии времен Второй мировой получить финансирование даже на такие важные разработки было непросто, поэтому ученые обратились за помощью к США и получили грант, благодаря которому смогли разработать промышленный метод производства пенициллина.
Считается, что наличие первого антибиотика «в арсенале» войск союзников внесло существенный вклад в исход Второй мировой. Возобновивший свою деятельность после окончания войны Нобелевский комитет придерживался того же мнения — в 1945-м Нобелевскую премию по медицине разделили Чейн, Флори и Флеминг.
«…именно мне, представителю одной из самых жестоко преследуемых рас в мире, выпало внести свой вклад в спасение солдат, пострадавших в борьбе с самой бесчеловечной из тираний».
Эрнст Хаин родился 19 июня 1906 года в еврейской семье в Германии. Его отец был химиком, и когда маленькому Эрнсту устроили экскурсию на завод, он влюбился в мир колб и пробирок. Впоследствии он окончил университет Фридриха Вильгельма в Берлине и начал работать в лаборатории клиники Шарите. Но с приходом Гитлера к власти он решил переехать в Великобританию. К сожалению, Эрнсту не удалось убедить мать и сестру присоединиться к нему, обе в 1942 году попали в концлагерь.
С легкой руки британского таможенника фамилия Хаин превратилась в Чейн, но это не облегчило пути молодого ученого — поначалу с работой было сложно, мешали бескомпромиссный характер и эмигрантское прошлое. И все же Чейн устроился на работу в лабораторию Кембриджа, а затем перешел в Оксфорд, где и сделал свое самое важное открытие. После вручения Нобелевки Чейна пригласили работать в Рим, где специально для него создали лабораторию, в ней ученый занимался уже вопросами искусственного синтеза пенициллина. Чейн вернулся в Англию лишь 10 лет спустя, чтобы возглавить кафедру биохимии Университета Лондона.
Эрнст Чейн умер в 1979 году в возрасте 73 лет. К этому времени он получил титул рыцаря и вышел на пенсию.