Современный дизайн и архитектура стоят на многослойном фундаменте традиций и практик, применяющихся тысячелетиями. Один из прошедших проверку временем столпов декоративно-прикладного искусства — это мозаика. Нам известно не так много других техник, которые представляют одновременно и эстетическую, и утилитарную, и художественную ценность. Мозаика сочетает все эти функции и связующей нитью проходит сквозь века культурной эволюции.
Шумеры — первооткрыватели мозаики в качестве декора
Мозаика существует уже более 5 тысячелетий, первые известные человечеству образцы были найдены в 3000 г. до н.э., в Древней Месопотамии. Тогда назначение мозаики было преимущественно декоративным. Ее использовали шумеры в качестве украшения самых важных мест — дворцов, храмов, домов привилегированных членов общества.
В Древней Греции функции мозаики расширяют и дополняют
Возможности поверхностей, оформленных мозаикой, по достоинству оценили в Древней Греции. Там мозаику использовали уже не только для создания узоров и декорирования, но и в качестве отделки пола, стен, потолка. Мы понимаем античных греков, ведь мозаика известна долговечностью и практичностью. Доказательства налицо: именно поэтому мы можем любоваться фригийской мозаикой из необработанной гальки по сей день, хотя ей уже более 3 тысяч лет.
Римские патриции и мозаичные панно
Говоря современным языком, мозаика в Древнем Риме заслуживает титула топового тренда в украшении домов, храмов, общественных терм. Римские патриции любили украшать свои виллы мозаичными панно, часто встречались изображения собак. Обычно мозаичных псов размещали у входа в дом по двум причинам: или в качестве символа защитника дома (видим отсылку к мифологическому Церберу), или как античную интерпретацию знакомой нам таблички «Осторожно, злая собака».
Византийские мастера используют мозаику для трансформации пространства
Искусствоведы сходятся во мнении, что на новый уровень мозаику вывели мастера Византии. Во-первых, вместо камня они начали использовать смальту — непрозрачное стекло различных цветов. Появившаяся полихромия существенно расширяла простор для творчества. Во-вторых, византийские мастера научились располагать элементы мозаики под разными углами наклона — так, чтобы поверхность выглядела фактурной. Такой прием наряду с пропускающими свет кусочками смальты и сусальным золотом преображал пространство: светотень играла с наблюдателем, оживляя изображенные сюжеты. Описывать этот эффект сложно, лучше увидеть — предлагаем начать с мозаики в мавзолее Галлы Плацидии, который сохранился до наших дней в городе Равенне недалеко от Венеции.
Мозаика в России: «вечная живопись» и роскошь посреди аскетизма
Мозаичная техника была знакома древнерусским мастерам, она украшает убранство Софийского собора и других храмов Киевской Руси. Но настоящий бум мозаики случился в XIX веке, центром ее возрождения стал Петербург. Это закономерно, ведь во влажном морском климате этого города мозаичные произведения, которые еще называют «вечной живописью», особенно кстати.
Их использовали и в убранстве храмов (Исаакиевский собор и Храм Спаса на Крови — шедевры мозаичного искусства), и для декорирования фасадов зданий, и для изделий в стиле, который позже получит название «русская мозаика» (когда предмет выглядит так, будто сделан из монолитного камня, а на самом деле оклеен точно подогнанными тонкими пластинами).
В советские времена мозаика становится культовым приемом монументального искусства. Ею украшали фасады жилых и административных зданий, университетов и научных институтов, предприятий и домов культуры. Есть мнение, что широкое распространение мозаика получила благодаря Никите Хрущеву, антисталинская кампания которого коснулась и архитектуры. Никита Сергеевич призывал избавляться от лишнего декора: лепнины, капителей, портиков и других составляющих сталинского ампира. Альтернативой стала мозаика — роскошь, получившая благословение аскетичного советского рационализма.
Новое тысячелетие – новая жизнь мозаики
Сейчас мозаика развивается как отделочный материал. Появляются новые технологий производства, в том числе гидроабразивная и лазерная резка. Все это позволяет высекать тонкие фигурные элементы, играть с практически неограниченной цветовой палитрой, текстурами и фактурами, а еще создавать целые картины в духе гиперреализма.
Мозаика у Studia 54: наследие и современность
Команда Studia 54 любит мозаику. Она – прекрасный отделочный материал: долговечная, экологичная, устойчивая к влаге, не выцветает и не лишается блеска, а еще она позволяет оживить и облагородить пространство.
Мозаика прекрасно вписывается в интерьеры кухонь, санузлов, террас, лаунж- и спа-зон. В проекте загородного дома в Латвии, мы использовали мозаику от компании Sicis, премиального итальянского бренда, который использует мрамор, кварцит, муранское стекло, нержавеющую сталь и даже золото. Производство бренда Sicis находится в итальянской Равенне — колыбели византийской мозаики.
Технологии отделочных материалов развиваются, но мозаика в интерьере по-прежнему остается привилегией, доступной немногим. Панно на стене позволит почувствовать себя то ли патрицием, то ли человеком, который оставит наследникам что-то вневременное.
Классические цветочные мотивы или абстракция переживут моду и останутся с вами навсегда – если, конечно, вы этого захотите. Если захотите – вы знаете, к кому обращаться.
Еще больше идей для вдохновения в нашем портфолио и в соцсетях:
Instagram: @studia_54
Pinterest: @studia_54