О дореволюционной владелице особняка с нынешним адресом Венцека, 49 в реестре ОКН именуемой «купчихой А. А. Юриной», известно, что родилась в 1863-м году и была старшей из двух дочерей самарского второй гильдии купца Алексея Ивановича Петрова и его жены Марии Михайловны.
В 1879-м, в возрасте 16 лет, вышла замуж за нотариуса Евдокима Осиповича Юрина, ставшего впоследствии кандидатом прав, титулярным советником, гласным городской думы и одним из известнейших жителей дореволюционной Самары, названным современниками «человеком-эпохой». В браке родились дочери Мария и Надежда и сыновья Владимир и Борис. Поскольку в документах Александра Алексеевна Петрова-Юрина именовалась не «титулярной советницей» - по мужу, а «купчихой», можно сделать вывод, что вела самостоятельную коммерческую деятельность, в рамках которой в 1900-м году приобрела усадебное место на улице Заводской по соседству с гимназией княгини Хованской.
Год спустя на дворовом месте появился двухэтажный с подвалом каменный особняк, выстроенный по проекту Александра Щербачева в стиле эклектики с чертами неоклассицизма и вольно-асимметричной – уже в духе грядущего «нового стиля» - фронтальной композицией. Девятиосевой главный фасад делился простеночными пилястрами на четыре неравные части. В крайней правой оси между пилястрами располоагалась полуциркульная проездная арка, обрамленная узким карнизным пояском. Прямоугольный проем парадного входа находился по крайней левой оси.
Разные по ширине прямоугольные окна первого этажа декорировались замковыми камнями, плоскость стены в первом этаже была рустована. Делящие фасад по вертикали на части двухэтажные пилястры в уровне первого этажа оформлены рамочным декором с круглой розеткой в центре, в уровне второго отделаны дощатым рустом. Междуэтажный карниз раскрепован пилястрами и декорирован лепными деталями с волютами и сухариками по нижнему краю. Оконные проемы второго этажа имеют полуциркульные очертания, в подоконном поясе прямоугольные ниши-ширинки чередуются с филенками.
Во второй слева композиционной части в уровне второго этажа изначально был вывешен прямоугольный балкон с проемом, решенным в виде трифория. Узкие боковые окна декорированы полуколоннами с ионическими капителями, на которые опирается тянутый карнизный пояс, обрамляющий проем и эффектно «разорванный» замковым камнем. Остальные простенки заполнены пилястрами с нишами – так же поддерживающими архивольты и завершенными карнизными поясками.
Пространство между сводами арок и фризом покрывал лепной декор с круглыми венками, лентами и растительными мотивами. Увенчано здание карнизом с сухариками, так же раскрепованным простеночными пилястрами и декорированным по фризу прямоугольными филенками с круглыми розетками по осям окон.
По завершении строительства владелица сдала особняк в аренду самарскому представительству «Товарищества чайной торговли В. Высоцкого и К» - крупнейшему игроку на рынке чайной торговли в Российской империи.
Основатель ведущей чаеторговой фирмы — Вольф Янкелевич Высоцкий родился в 1824-м году в одном из сел Ковенской губернии (нынешней Литве). Завершив иудейское религиозное образование, занялся хлеботорговлей, давшей стартовый капитал, после чего переселился в Москву и создал торговую чайную фирму. Чай изначально закупался в Китае через представительства на главных чайных ярмарках страны – Нижегородской и Ирбитской. Кстати, о значимости чаеторговли говорит тот факт, что начало работы ярмарки определялось по первой продаже цибика – 25-килограммового тюка чая.
Дело Высоцкого пошло в гору после разрешения Александра II ввозить чай через порты Черного и Балтийского морей. До этого чайная поставка оставалась средневековой – караванным способом из Китая через Кяхту, Уральский хребет и Нижний Новгород.
С запуском морского пути предприимчивый купец завязал связи с поставщиками Индии, Цейлона и острова Ява, так что объемы чайной торговли возросли многократно. Фирма основала собственные чаеразвесочные фабрики в Москве, Петербурге, Одессе, Челябинске, Коканде и Сретенске. В начале 20-го века открыла нью-йоркское отделение для продажи развешенных в России чаёв, чуть позже начал работу филиал компании в Лондоне, были приобретены плантации в Китае и на Цейлоне.
Вольф Высоцкий стал купцом первой гильдии, получил звание потомственного почетного гражданина Москвы, титул Поставщика Двора Его Императорского Величества и неофициальный титул «чайного короля», поскольку к рубежу веков его компания контролировала свыше трети чайного рынка империи.
Самарское представительство было открыто сыном и продолжателем дела Вольфа Высоцкого Давидом. Самара к этому времени стала уже настоящим чайным городом с более чем двумя десятками специализированных магазинов, но «Товарищество чайной торговли В. Высоцкого и К» считалось самым престижным. Еще большему процветанию способствовало введение в 1914-м «сухого закона».
После Октябрьской революции все предприятия Высоцкого были национализированы. Капиталы владельцы успели вывести, правление перенесли в Польшу, затем в подмандатную Палестину. Давид Высоцкий с семьей эмигрировал в Великобританию. Чайная компания Wissotzky до сих пор успешно работает в Израиле, а вот бывшее здание самарского представительства в настоящее время пребывает в руинированном состоянии. Теоретически находится в стадии реставрации – но уже несколько лет состояние памятника архитектуры работы Щербачева не меняется. Меняются только рекламные баннеры на фальшфасаде.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете