Отслеживать перемещения людей через телефоны и сим-карты начнут в Свердловской области. Геоинформационную систему разрабатывает Ростелеком, уверяя, что собираемые данные будут обезличены. По их заявлению, это делается для составления туристических маршрутов, строительства развязок, расширения транспортных артерий.
Исходя из этих данных смогут определить возрастные и социальные группы, фиксировать нахождение человека, его прохождение по определенному маршруту. Похожие системы используется в других странах с той же заявленной целью. Да и в России операторы связи уже давно применяют геоаналитику, чтобы распределять нагрузку. Но новая система видится мне совсем в другом свете.
Отказаться от такой слежки нельзя, кроме того, она будет работать даже с выключенным телефоном. В Свердловской области под нее попадет около 80% жителей. При покупке сим-карты пользователь заключает договор, в котором прописываются его личные данные. Кстати, последнее время абоненты МТС сообщают о настойчивой просьбе оператора подтвердить эти данные, иначе услуги могут быть отключены. В том, что собираемые данные действительно останутся обезличенными, сомневается и IT-специалист Алексей Калаверин.
«Даже если допустить, что информация о сим-картах обезличена, нет четкого и ясного ответа, насколько в детализированном виде эта информация будет храниться и агрегироваться, — поясняет он, — При наличии сим-карты можно достоверно установить и паспортные данные (для гражданина или для человека который использует сим-карты, выпущенные операторами РФ), и иные связанные данные, которые имеются у государственных структур. Что, в свою очередь, вызывает крайне много вопросов совсем конспирологического характера, потому что это позволяет отслеживать любого абонента даже при «обезличенной» информации в самой системе благодаря высокой степени детализации перемещений».
Свердловская область — это только начало. Скорее всего, если такая система будет запущена там, вопрос времени, когда она охватит всю страну.
«Опыт показывает (и это относится ко всем странам мира без исключения), что если есть что-то для тотального контроля и если это допустить хотя бы на малую толику — то это останется навсегда и будет максимально расширено. В России государственным сервисам по фактору безопасности информации доверие низкое», — добавляет Калаверин.