Найти тему

«Кислород» Саши Наспини: роман о травме и ее последствиях

Тихий спокойный городок на побережье Италии, где все друг друга знают. Все меняется, когда пропадает восьмилетняя Лаура: на ее поиски брошены все усилия полиции и местных жителей, но девочку так и не находят. Через четырнадцать лет Лауру, благодаря совершенной случайности, обнаруживают в закрытом контейнере двое полицейских. Весь город пребывает в ужасе, узнав, кто оказался ее похитителем. Всемирно известный профессор антропологии Карло Балестри все это время держал девочку на цепи.

Кажется, что перед нами завязка типичного детектива или триллера, но никаких сцен насилия, жестокости и поисков преступника на страницах книги вы не встретите. Итальянец Саша Наспини подготовил для нас куда более сложную и интересную историю. Читая роман, невольно задаешься вопросом, как на 200 страницах ему удалось сказать так много?

Большое внимание в романе уделено психологической травме. Наспини не говорит о ней прямо, не анализирует героев, но все их поступки дают читателю понять, насколько каждый из них травмирован. Кроме того, «Кислород» заставляет задуматься, как много жизней разрушает преступление одного человека. У преступления не бывает одной жертвы, любое преступление оказывается разрушительным не только для жертвы и преступника, но и для их близких.

Твоя мать – пленница в пятикомнатной квартире, среди хаоса большого города. Ты представляешь себе, как она стоит в отчаянии перед открытым шкафом и обувной коробкой, где хранились сбережения семьи. Эта пустая коробка может значить только одно: «Вы меня больше не увидите».

Кто жертва Баллестри? Только ли пленница тесного контейнера Лаура? А как же его сын Лука? Что делать молодому человеку, который осознал, что все это время жил рядом с монстром? Чувствует ли он свою вину за похищение Лауры? Что делать матери Лауры, которая потеряла ребенка четырнадцать лет назад? Как ей принять в свою семью чужую взрослую девушку?

В последнее время в нашем обществе стало больше внимания уделяться психологическому здоровью, и в этом смысле роман Наспини оказывается очень актуальным. Мы стали больше задумываться о том, как людям, пережившим травматичные события, быть дальше. Смогут ли они отпустить прошлое и быть счастливыми?

В художественном мире «Кислорода» каждый герой является заключенным своего собственного прошлого и прошлого своих близких. Дети оказываются заложниками своих родителей, а родители – заложниками своих вторых половинок. Иногда зависимость становится созависимостью, а герои – настоящими монстрами, в первую очередь для самих себя.

Лаура гаснет, перестает существовать. Ее сотрясает дрожь – и она оказывается за гранью реальности. Я единственный, кто ее узнает, кто ее понимает. В день когда ее освободили, я стал узником.