Найти в Дзене
Честный копирайтинг

"На 20 слов — 10 ошибок! Как развить грамотность?

Оглавление



«Давай, я за неделю научу тебя копирайтингу. Будешь писать продающие тексты и много зарабатывать. Неважно, сколько ошибок ты делаешь в каждом слове и прочитал ли за жизнь хоть одну книжку. Заплати за мой курс – и успех гарантирован».

Конечно же, это неправда. Как шило в мешке не спрячешь, точно так же трудно замаскировать и свою неграмотность. Тем более сегодня поисковые системы отлично умеют отличать грамотные тексты от написанных с ошибками. И минусуют за эти ошибки страницы сайта. А потому и заказчики очень требовательны.

Но при этом абсолютной грамотности в природе не существует! Казалось бы, как магистр филологии я вообще не могу сделать ни одной ошибки. Но это теоретически. А практически – всё бывает!

• Не заметил и написал «мало» вместо «мыло». Слово есть, так что даже word не подчеркнёт.
• Не нажал пробел после запятой или поставил короткий дефис вместо тире. Очень режет глаз и раздражает читателя, между прочим. Не меньше, чем кАрова.
• Ну и наконец, филолог часто пишет не по правилам русского языка, потому что книгу «Правила русского языка» написал другой филолог. А он с ним не согласен.

Да и язык меняется быстрее всяких книг. В нём идут свои процессы. «Кофе» когда-нибудь перейдёт в свой законный средний род, где его уже ждут «солнце», «оконце», «блюдце» и все остальные существительные, что заканчиваются на -е. Процесс можно замедлять, но отменить нельзя.

То есть, абсолютных правил не бывает – а значит, и абсолютной грамотности тоже.

Но это вопрос философский, чтобы подискутировать за чашкой горячего кофе. А для многих копирайтеров вопрос грамотности становится вопросом жизни и смерти (голодной, от отсутствия заказов).

Что же делать и как повысить свою грамотность?

Я расскажу из своего 12-летнего опыта: что, на мой взгляд, работает, а что нет.

Повышать свою грамотность стоит каждый день. Тем более для этого есть много приятных способов.
Повышать свою грамотность стоит каждый день. Тем более для этого есть много приятных способов.

Читаем книги глазами


Когда-то «читать книги глазами» было плеоназмом, всё равно что «есть еду ртом». Однако я специально написал «глазами», потому что сегодня многие увлекаются аудиокнигами. Они всем хороши – но вот запомнить, как пишутся слова и где стоят запятые, на слух невозможно.

В школьные годы я всегда получал за диктант 5/2. Грамотность – 5, а 2 – знание правил. Я искренне не понимал, зачем они нужны. Большое количество «проглоченных» книг в сочетании с визуальной памятью страхует от ошибок на 98%.

Чтение книг на фоне всех других способов повысить грамотность – как баобаб на фоне моркови.

Но читать надо много.

Тот, кто много читает, пишет без ошибок. Ну, почти.
Тот, кто много читает, пишет без ошибок. Ну, почти.

Находим смысловые ядра


А вот как быть с пунктуацией, если не существует НИ ОДНОЙ программы, которая помогала бы верно расставлять запятые и тире?

Нет, они есть, конечно. Просто они каждый пятый раз не попадают в цель, а каждый десятый – стреляют, когда их не просят. Ну кому нужен пулемёт с такими характеристиками?

Что же делать? Над этим я думал долго. И наконец пришёл к выводу, что нужно просто развивать «чутьё предложения».

Тут как раз и вспоминаем те самые школьные правила. Все эти подлежащие, сказуемые, обстоятельства, которые надо подчёркивать разными линиями. Впрочем, нам карандаш не очень нужен, всё можно делать в голове. Просто надо тренироваться.

• «Разбилось блюдце» – центр. «Купленное неделю назад» – периферия. Значит, запятая.
• «Разлетевшись на осколки, разбилось блюдце» – тут ещё одна периферия. И ещё запятая.
• «Купленное, казалось бы, всего неделю назад». Тут внедрённая в «периферию» конструкция. Две запятых.

Можно просто взять любую книгу, газету и разбирать все предложения подряд. Каждый день по странице – и очень скоро чутьё будет хорошо развито.

Да: ещё надо чувствовать, где однородные члены, а где нет. Знать, где причина, а где следствие: именно на основании этого ставится двоеточие или тире. Но в целом способ весьма рабочий.

А главное – мы ориентируемся не на пыльные буквы учебника, а на живое предложение. На собственную мысль, которую мы хотим донести.

Ведь запятые – всего лишь слуги, «одевающие» мысль. Если мысль кособокая, красиво одеть её будет трудно.

Учитесь понимать, как построено предложение — и проблем с грамотностью станет меньше.
Учитесь понимать, как построено предложение — и проблем с грамотностью станет меньше.

Пишем для людей


Понятие грамотности шире, чем умение писать «суббота» с двумя «б». Я бы сказал, что настоящая грамотность – умение просто и доступно доносить свои мысли. А раз так, то бороться надо не только с лишними запятыми.

1. Мусорные слова


Если в каждое предложение вставить «в какой-то мере» и «нельзя не отметить», то объём и гонорар вырастут в полтора раза. Прекрасная штука для копирайтера, пишущего за знаки – но смерть для читателя.

Что больше раздражает – спорное «горячее кофе» или «нельзя не отметить» в 18 предложениях из 18?

2. «Терновник» из сложных конструкций


Ну кто не знает анекдот при диссертацию Василия Ивановича? Вместо «ношение воды в решете» я напишу «транспортировка жидкого диоксида водорода в сосуде с перфорированным дном». Вместо «пончики в булочной подорожали» – «произошло изменение в сторону увеличения цены реализуемых в торговом заведении хлебобулочных изделий со сладким наполнением».

Больше «-ение» – тогда читатель ощутит ко мне огромное уважение! Пусть продирается через эти слова, как через колючки. Никто не обещал, что будет легко.

Никто не рад, когда ему рассказывают очевидные факты.
Никто не рад, когда ему рассказывают очевидные факты.

3. Я расскажу вам, зачем нужно мыло!


Откуда же читателю это знать, верно? Поэтому начинаем наш рассказ.

«Как известно, нас окружает множество бактерий, которых мы не видим. Многие из них вызывают заболевания. А раз так, то их надо уничтожать. Чтобы убить бактерии на своих руках, как раз и используется мыло. Оно содержит вещества, убивающие микроорганизмы. Вот почему нужно мыть руки как можно чаще».

Конечно, «хороший» копирайтер развернул бы эту мысль как минимум на страницу. Читатель ещё узнал бы, что мыло бывает с разным запахом и разной формы. И «обогатился» бы тоннами другой информации, которой он владеет с 3-летнего возраста.

Это к тому, что хороший текст должен утолять информационный голод читателя. А вы знаете, какие микробы не боятся мыла? А знаете, чем пользовались люди, когда мыла не было? А то, что оно, подобно сыру, «созревает»? А как его правильно выбрать в магазине? Вот об ЭТОМ-то пусть и будет мой текст!

Когда каждое предложение содержит что-то новое, полезное, актуальное – только тогда от чтения не оторваться.

Ну а то, что надо мыть руки перед едой, читатель наверняка уже знает. И рассказывать ему об этом два абзаца подряд – хуже, чем написать слово «корова» с пятью буквами «А».