Рассказываем, что делать в таких ситуациях и куда обратиться.
Как восстановить утерянные документы на квартиру
Для начала разберемся, какие документы должны быть на руках у собственника квартиры.
1. Договор купли-продажи, договор долевого участия в строительстве, акт приема-передачи, договор дарения, свидетельство о наследовании, свидетельство о приватизации и другие. Это документы, которые подтверждающие право собственности.
2. Выписка из ЕГРН с информацией о кадастровом номере квартиры и ее владельце.
3. Технический паспорт квартиры.
4. Выписка из лицевого счета квартиры.
Документы украли, что делать
Во-первых, не паниковать! Любые документы можно восстановить. Единственная разница в том, что крадут документы со злым умыслом. И тут время решает. Как можно скорее обратитесь в правоохранительные органы и подайте заявление.
Следующая остановка - подразделение Росреестра или БТИ. Там нужно тоже заявить об утере документов, чтобы предупредить или остановить любые действия с вашей недвижимостью без личного присутствия.
Как восстановить договор купли-продажи квартиры
Чтобы восстановить договор купли-продажи или дарения квартиры, существует несколько способов. Разбираем самые популярные.
1. Связаться с продавцом или дарителем
Иногда самым простым способом будет обратиться к человеку или организации, которые продали или подарили квартиру, и получить от них нотариально заверенную копию договора.
2. Обратиться к нотариусу
Если сделка оформлялась с участием нотариуса и по каким-либо причинам нет возможности связаться с другой стороной, можно запросить копию документа в нотариальной конторе. Кстати, именно нотариус может восстановить свидетельства о праве на наследство.
3. Обратиться в Росреестр
Договоры купли-продажи и дарения составляются в двух экземплярах, а электронная копия договора хранится в Росреестре. Чтобы получить официальную копию этого документа, можно обратиться в МФЦ.
4. Обратиться в БТИ
Если Росреестр не может предоставить копию договора купли-продажи, например, если сделка была заключена до 1998 года, можно обратиться в районное бюро технической инвентаризации. Они смогут выдать справку, подтверждающую ваше право собственности, которую впоследствии можно использовать для обращения в Росреестр и внесения информации в ЕГРН.
Что делать, если были потеряны судебные акты
В случае утери судебного акта, по которому квартира стала собственностью, необходимо представить письменное заявление в суд. Тот суд, что и выносил решение.
Как восстановить свидетельство о праве собственности на квартиру
Начиная с июля 2016 года свидетельства о праве собственности на квартиру больше не выдаются. Вместо них используется выписка из ЕГРН. Для получения выписки необходимо обратиться в территориальное подразделение Росреестра, МФЦ или подать онлайн-заявление через портал «Госуслуги».
Как получить кадастровый паспорт на квартиру
С июня 2017 года выдача кадастровых паспортов прекратилась. Вся информация об объекте недвижимости содержится в выписке из ЕГРН.
Как восстановить техпаспорт на квартиру
Технический паспорт квартиры содержит основные характеристики недвижимости: технический план, материалы стен и перекрытий, инженерные сети и другую информацию. Для получения техпаспорта можно обратиться в региональное БТИ по месту жительства. На месте нужно будет заполнить заявление, предъявить паспорт, квитанцию об оплате госпошлины и документы на квартиру.
Коротко о главном
Чтобы избежать неприятностей, связанных с потерей документов, рекомендуем сделать нотариально заверенные копии наиболее важных из них и хранить их отдельно от оригиналов.