Найти в Дзене
Pervoe.Online

Ваша машина приехала сама: тест-драйв роботакси «Яндекса»

Оглавление

В московском районе Ясенево уже неделю проходит тестирование роботакси от «Яндекса». Сейчас работают более 20 автономных автомобилей, часть из них  — роботакси. Поездка стоит 100 рублей: чуть дороже, чем автобус, но дешевле обычного такси. Это сделано для того, чтобы отработать процесс оплаты.

Первые тесты в Москве начались в 2021 году, технологию начали тестировать сотрудники Яндекса. Жители Ясенево могли записываться на тестирование — им за это время заинтересовалось 12 тысяч человек. И в июне 2022 года Яндекс открыл тестирование для жителей города, которые оставляли заявки на тестирование. Из них отбирались те, кому это было бы полезно и актуально — кто действительно живет в районе и активно пользуется такси. Запись продолжается на сайте проекта, заявок стало еще больше.

Почему Ясенево

Это удобный район для тестирования технологии. Во-первых, тут понятные развязки, проезды — транспортная инфраструктура уже спроектирована с учетом того, что будут ездить автомобили. Не как, например, Китай-город, который изначально был рассчитан на телеги.

Во-вторых, в Ясенево живут 175 тысяч человек, которые часто ездят на такси именно внутри района: до школы, парка или магазина. Места, пользующиеся наибольшим спросом у жителей района — и вошли в список точек такси. Сейчас их 40 — это остановки общественного транспорта.

И в-третьих, здесь нет транзитного трафика, район находится немного в стороне от шоссе и МКАДа.

Запуск роботакси в Ясенево для «Яндекса» не первый. В 2018 году его уже запустили в Иннополисе, с того момента там сделали 60 тысяч поездок. Там не такой плотный трафик, поэтому он подходил для первого места тестирования.

Как устроено роботакси

Для роботакси сейчас используются серийные автомобили Hyundai Sonata. Сверху на машину помещают сенсор-борд, вокруг ставят сенсоры, лидары и радары, а в багажник помещают компьютер, который проводит вычисления. Лидары — это лазерное сканирование: они «стреляют» лазерным лучом, засекают время и измеряют расстояние до объекта. Радары работают точно так же, как радиоволна, а камеры дают возможность распознавать дорожные знаки, светофоры и другие объекты.

Способ заказа практически не отличается от обычного. При открытии приложения «Яндекс Go» появляется кнопка «Роботакси», где затем выстраивается маршрут.

В машине пока что может находиться только один человек. Он размещается на пассажирском сиденье и закрывает дверь. Его приветствует голосовой помощник Алиса, предлагает пристегнуть ремень. Это сделать важно — без пристегнутого ремня машина не начнет движение. Затем на экране пассажирского планшета появляется кнопка «Начать движение». Пассажир нажимает на нее и едет! На планшете пассажира и водителя-испытателя можно наблюдать за маршрутом и за тем, как машина видит движущиеся рядом объекты. Есть также возможность посмотреть ролик о том, как работает технология роботакси.

-2

За рулем для соблюдения безопасности и в соответствии с действующим законодательством сидит водитель-испытатель. В экстренных ситуациях он берет контроль над машиной на себя. Это не обычный водитель, а специалист, который разбирается в работе роботакси. Экспериментальный правовой режим также позволяет водителю сесть и на переднее пассажирское сидение.

-3

Роботакси всегда соблюдает правила дорожного движения и физически не может их нарушить. Технология позволяет сканировать окружающую среду на 300 метров вокруг и предугадывать траекторию движения с помощью вероятностной модели. Даже если кто-то начнет перебегать дорогу в неположенном месте, машина спокойно на это реагирует и замедлит движение. То есть радиус видимости довольно большой, и такси видит человека, собравшегося перебегать, еще в ста метрах от дороги.

При тестировании отрабатываются сценарии. Например, человек переходит дорогу в неположенном месте — это сценарий, впереди образовался затор, ремонтные работы — тоже сценарий.

Подробнее о роботакси и об особенностях системы мы узнали у Андрея Кармацкого, руководителя сервиса роботакси «Яндекса».

— Почему потребовалось так много времени для тестирования?

— Нам нужно совершенствоваться. Сейчас роботакси покрыли 25 миллионов километров. Это нужно для того, чтобы встретить разные дорожные ситуации, погодные условия и научиться в этих условиях правильно оперировать.

— Какие вы видите перспективы развития роботакси?

— Конечно же, в ближайшие несколько лет они не вытеснят обычные такси, потому что нужно время для развития технологии. Сейчас этап тестирования будет идти несколько месяцев, затем будем делать выводы о том, в каком направлении двигаться дальше.

— Какие могут случаться неполадки в процессе эксплуатации?

— С любой машиной могут возникать непредвиденные ситуации. Для этого у роботакси есть специальная система диагностики, куда при появлении вносятся новые сценарии необычных условий. Если что-то идет не так, машина дает об этом знать водителю-испытателю и оператору.

— Как вы будете показывать пользователям, что такси безопасно?

— Во-первых, машина не поедет, если не пристегнуться. Во-вторых, в такси есть экран, который показывает, что видит машина — детальную информацию о машинах рядом и пешеходах. Пассажир может увидеть глазами машины, что происходит вокруг, что видят датчики и сенсоры.

-4

Вы сказали про оператора — кто-то наблюдает за передвижением беспилотных такси?

Да, есть диспетчерская, чтобы управлять флотом. Например, если появляется информация о том, что дорогу перекрыли или начали ремонт, удаленные ассистенты помогают всем машинам об этом узнать, рисуют на карте изменения, которые попадают во все остальные роботакси. Они тоже следят за безопасностью и ходом поездок.

Безусловно, заглядывать вперед еще рано. Пока такое такси находится на стадии тестирования и войдет в широкий обиход нескоро. Однако это большой шаг в развитии технологий и внедрения беспилотных автомобилей в массовое, доступное использование. Кто знает, возможно в дальнейшем роботакси и летать научится.

Авто
5,66 млн интересуются