Так сложились геополитические расклады, что во время Великой войны русские и братушки-болгары оказались по разные стороны окопов. Не последнюю роль в этом сыграло то, что Российская империя не поддержала Болгарию во Второй Балканской войне, когда братья-славяне, победив турок, тут же передрались из-за дележа добычи.
Но вообще говоря, звоночки, что в дальнейшем все получится именно так, как в итоге получилось, прозвенели еще в Первую Балканскую, когда в России нашлась масса желающих сразиться с турками на стороне братушек. Вот только отношение к помощникам оказалось несколько странным. Причем даже к тем, кто приехал помочь с самыми современными техническими новинками.
Вот, к примеру, Макс фон Лерхе. Он, конечно, сам был весьма вспыльчивым молодым человеком отчаянной храбрости. Но все-таки братушки могли бы отнестись к приехавшему волонтеру снисходительнее. Ведь на дворе стоял 1912 год. Аэропланов в мире вообще имелось не то чтобы много, как и летчиков. А тут приезжает помогать отчаянный молодой человек восемнадцати лет от роду и привозит с собой сразу два аэроплана.
Зачем два? Ну затем, что техника была тогда не очень надежной. Один из аэропланов, если честно, слегка поломался еще по дороге. Но и на одном можно было принести пользу братьям-славянам. Только братья-славяне эту пользу извлекать не захотели. На фронте действовал запрет на полеты аэропланов и от услуг Макса отказались. Он попытался пробить головой стену, доказывая, что принесет пользу. Но нет. Все закончилось тем, что вспыльчивый молодой человек переругался с болгарами и уехал. Как вы думаете, когда началась Вторая Балканская война, рвался он помогать братушкам? Вот то-то и оно.
Второй пример еще шикарнее.
У первого русского авиатора Михаила Ефимова имелся младший брат Тимофей. Он тоже ... сюрприз… стал летчиком через год после старшего брата. В 1912 году он тоже, как и Макс фон Лерхе отправился на помощь Болгарии.
В отличие от фон Лерхе ему реально довелось слетать на разведывательные вылеты: Тимофей Ефимов летал на разведку над Андрианополем. Причем попадал как под ружейный обстрел во время первого вылета, так и вообще под шрапнельный, так как турки умудрились приспособить для стрельбы по аэропланам обычные орудия. Польза от его полетов была очевидна, недаром ему болгарское командование вручило орден «За храбрость».
Вот только болгарские офицеры оказались замкнутой кастой еще похлеще российского офицерского корпуса, который к тому времени прилично разбавили разночинцы, поубавив в армейской среде дворянской спеси (по крайней мере, в армии, гвардия, это, конечно, отдельная песня). A Тимофей Ефимов к дворянам не относился никоим образом - братья родились в рабочей семье.
На фоне происхождения Ефимова начались бытовые конфликты с болгарскими офицерами. Мол, знай, волонтер, свое место и помни о своем происхождении. То, что этот волонтер приехал помогать; то, что он умел делать то, что по силам далеко не всем; то, что он постоянно рисковал жизнью даже не по факту боевых вылетов, а просто по факту вылетов - все это болгарских офицеров-дворян не очень беспокоило. Главное, помни, кто тут хозяин жизни, а кто обязан стоять по стойке смирно. На почве происхождения и связанного с этим жизненного статуса начались бытовые конфликты, закончившиеся тем, что Ефимов собрался и уехал домой в Россию. Воюйте, братушки сами, на пару со своим гонором. Как вы думаете, что после этого Тимофей Ефимов и его брат думали о том, стоит ли им поддержать болгар во Второй Балканской войне?!
Так что удивляться тому, что пути-дороги с братушками в 1914 году разошлись не стоит. Они и раньше начали расходиться.
----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал