Это сообщение ТАСС было опубликовано в советских газетах 14 июня 1941 года. В нем говорилось, что появившиеся в иностранной прессе слухи о приближающейся войне между Советским Союзом и гитлеровской Германией не имеют под собой основания. В заявлении опровергалось предположение о территориальных и экономических претензиях, якобы, предъявленных Германией к Советскому Союзу, и утверждения о концентрации советских и германских войск на границе.
До сих пор историки спорят об истинной цели этого заявления. Были выдвинуты три основные версии появления публикации:
Версия № 1
Сталин любыми путями стремился оттянуть начало войны. Ему требовалось время, чтобы модернизировать Красную армию и подготовить пострадавший в ходе чисток командный состав. Эту версию поддерживают историки, верящие в гений вождя.
Версия № 2
Сталин ожидал нападения Германии. Однако желая обелить агрессивную политику Москвы в 40-е годы, стремился показать Советский Союз жертвой агрессии. Тем самым, он надеялся заручиться в международном плане союзниками в войне против Германии.
Версия № 3
Хотя война могла начаться в любой день, Сталин и разведывательные органы не видели реальной угрозы агрессии со стороны немцев. Короче, прозевали нападение.
Были и другие версии, но они, хоть и отличались в деталях от перечисленных, перекликались с ними.
Большинство историков считают основной вторую версию. Главное, в чем ошибался вождь и его окружение – это переоценка боеспособности Красной армии.
Проигнорировали они тревожный звоночек, прозвучавший в ходе Зимней войны с Финляндией. Хотя, по количественным показателям Красная армия, как по личному составу, так и по танкам и самолетам, была в несколько раз больше вермахта.
Поэтому у Сталина была уверенность, что его вооруженные силы, пусть и с тяжелыми боями, остановят наступавших немцев на позициях, если не первого, то второго эшелона. Здесь он сильно заблуждался. Красная армия не умела воевать, а это один из главных показателей боеспособности. Война пошла по другому сценарию.
Стоит отметить, что на международной арене заявление ТАСС выполнило свою задачу. Ответственность за развязывание войны была переложена на Германию. Однако внутри страны оно вызвало крайнее недоумение в головах граждан, красноармейцев и их командиров.
Советской пропаганде, попавшей в трудное положение, пришлось срочно «переобуваться». Требовалось поменять прежнее направление деятельности на противоположное.