Оценка персонала – неотъемлемая часть hr-цикла в организации. О ее важности и значимости говорить не приходится. Но организация системы оценки персонала в организации – сложный процесс и, конечно, возникают трудности.
Специалисты Корпоративного университета Правительства НСО ответят на вопросы, которые чаще всего задают руководители и специалисты, планирующие внедрить процесс оценки сотрудников в организации.
«Перед тем, как начать оценку компетенций, необходимо определиться с целями этой оценки, сформировать списки участников, которые будут проходить оценочные мероприятия и что немаловажно понять, как организация будет использовать полученные результаты. Также важным фактором является готовность руководящего состава к сопротивлению со стороны сотрудников, необходимо объяснить сотрудникам, что проводимые мероприятия нацелены на их развитие, а не на определение кто лучше или хуже.
Итак, когда же компании необходима оценка компетенций:
- Если нужно качественно подобрать кандидата и выявить возможные риски найма;
2. Когда важно оценить, насколько кандидат/сотрудник соответствует профилю должности и корпоративным компетенциям, культуре компании;
3. Когда руководитель хочет выяснить зоны роста сотрудника, мотивацию, причины низкой эффективности и т. д., опираясь на объективные данные.
4. Необходимо определить потенциал сотрудника, его таланты, сильные стороны;
5. Стоит задача формирования кадрового резерва организации;
5. Есть цель сформировать планы индивидуального развития.
Перед началом запуска оценки компетенций необходимо понять, а что мы хотим оценить, личностные качества сотрудника, такие как, например, «ориентация на результат», «стремление к развитию» или нам необходимо провести аттестацию, оценить профессиональные знания, например, умение работать в определенных программах, знания нормативных актов и т.д. Возможен и вариант проведения комплексной оценки, где оценивается не только профессиональные компетенции, но и личностные качества.
После определения целей и задач оценки персонала необходимо определиться, а кто же в компании будут проводить оценочные мероприятия.
Критериями, на которые следует ориентироваться при подборе экспертов по оценке персонала, являются высокая квалификация специалиста, наличие необходимых компетенций в области оценки, максимально возможная непредвзятость.
В оценке персонала важно умение сконструировать саму систему оценки, сформировать перечень оцениваемых компетенций.
Далее определяем вид и методики оценки персонала, формируем необходимые инструменты, которые будем использовать в оценке, выбираем шкалу оценки, формируем профиль, в котором будут отображаться результаты проведенных оценочных мероприятий.
Перед началом оценки оповестите сотрудников в письменной форме о дате проведения оценочного мероприятия и времени, которое оно может у них занять. Необходимо успокоить сотрудников, сообщить им о целях оценки и напомнить, что её проводят не чтобы кого-то уволить или наказать, а чтобы помочь сотрудникам развиваться, а компании – стать лучшим местом работы на рынке труда.
В том случае если у компании есть цель провести оценку персонала, но нет для этого внутренних ресурсов, всегда можно обратиться к профессионалам со стороны, благо сейчас на рынке есть организации, готовые провести оценку персонала под запросы и индивидуальные требования работодателя.»