Жанр «нуар» зародился в американском кинематографе начала двадцатого века. Это чёрно-белые криминальные драмы и детективы с мрачной атмосферой, циничными персонажами, роковыми красотками, запутанным сюжетом (причём иногда дело не в комплексной истории, а в сложной хронологии событий) и суровым героем, который через всё это пробирается. Сам герой не всегда положительный персонаж, и действия его могут быть зрителю неприятны, что автором так и задумывалось.
Как и любой жанр, со временем нуар изменялся. Точнее сам нуар, как часть истории искусства, остаётся тем же, но в семидесятых годах зарождается «нео-нуар» или «пост-нуар». От «Города Грехов» и «Кто подставил кролика Роджера» до «Таксиста», «Бегущего по лезвию» и даже «Драйва» - все эти истории так или иначе вдохновлены нуаром и разбавляют его авторским стилем.
Конечно же, всё это не могло пройти мимо игровой индустрии, и, на мой взгляд, величайшим пост-нуарным интерактивным произведением стала дилогия Max Payne. Первый «Макс» стал величайшей игрой нулевых: в моду мира видеоигр вошли истории с налётом нуара, а в геймплее шутеров на десятилетия поселилось замедление времени. Игрокам нравилось, они хотели ещё, и этого «ещё» было много: истории про крутых парней, стреляющих в замедлении, штамповались пачками. Были и яркие игры с «южной» атмосферой в духе El Matador и Total Overdose, были и более классические представители (The Punisher, True Crime: Streets of LA).
В 2002 году, через год после самого «Макса», вышел новый конкурент для Remedy. Японская студия Namco ещё в начале девяностых основала в США подразделение Namco Hometek для разработки и издания игр для домашних консолей. В нулевых там собралась опытная команда с разносторонними сотрудникам: от программиста дополнения Baldur's Gate II: Shadows of Amn до тестеров Wolfenstein 3D и Tekken 3. И вот, большая команда под руководством программиста и дизайнера Джесси Тейлора, а также дизайнера и сценариста Андрэ Эммерсона выпускает неонуарный боевик Dead to Rights. Кстати, Джесси Тейлор позднее станет продюсером тоже вполне себе нуарной The Saboteur, а Андрэ Эммерсон станет руководителем разработки "невероятно" нуарной 50 Cent: Bulletproof.
Изначально релиз игры состоялся 19 августа 2002 года для самой первой консоли Xbox. Потом Dead to Rights добралась до GameCube и PlayStation 2, а в конце 2003-го вышла и на ПК. Весь мой стартовый пассаж о нео-пост-нуаре был из-за того, что Dead to Rights претендует на звание нео-нуарного экшена от третьего лица. Но презентует себя игра скорее как крутой боевик, ибо в стартовой заставке главный герой уделывает пачку бандитов, а в конце ещё и на последней секунде обезвреживает бомбу. Что важно – всё это он делает в компании пса-напарника. Ведь главный герой – оперативник Джек Слэйт из кинологического отряда полиции города Grant City, а нашего пса-напарника зовут Тенью, то бишь Shadow.
И вот уже после «боевикастого» вступления игра пытается в нуар – титры на фоне газетных вырезок и переход в рассказ нашего героя о том, как прогнил его родной Grant City и стал рассадником преступности. Ещё бы, он вон приезжает на стройку, где его встречает куча вооружённых строителей и пытается убить. Кстати, прямо на старте игра раскрывает свою сущность – это консольный экшен, где стрельба осуществляется без ручного прицела. Просто нажимаешь кнопку наведения на врага и долбишь на выстрел до победного – прицел автоматический и зависит от расстояния между нами и врагом. Можно ещё обезвредить врага в ближнем бою или даже взять в качестве живого щита. Стрелять из-за укрытия тоже возможность имеется.
Ну и не зря я вспоминал Макса Пейна – есть в игре прыжок с замедлением времени. Загвоздка только в том, что герой может стрелять ТОЛЬКО в направлении прыжка, и цели сбоку или сзади вас оказываются вне досягаемости. Зато цели перед вами доступнее, и если вам автоприцел показывает «зелёный» (то есть вы не дотягиваетесь до врага и промажете), то в замедлении прицел станет красным (то есть прямое попадание гарантировано), и все патроны попадут прям в мякотку.
А отличает от Макса Пейна нас (кроме невозможности стрелять в замедлении назад и по сторонам) наличие пёселя. Шэдоу работает как кнопка «казни» - если его иконка готова, то по нажатию кнопки он разорвёт цель и уйдёт в перезарядку. Но без ограничений вновь не обошлось – если противник слишком далеко, то пёс лишь гавкнет вам. Видимо, говорит, что так далеко бежать отказывается. При этом команда «взять» у него комбинируется с командой «принеси», так как вражеское оружие он сразу берёт в зубы и несёт нам.
Оружие, кстати, тут разное. От дробовиков до снайперских винтовок. У каждого своя дальность прицеливания (причём для ручного прицеливания тоже меняется уровень приближения, то есть у дробовика зум будет меньше, чем у штурмовой винтовки). И я понимаю, что уже говорил о загвоздке, но вот такая уж Dead to Rights игра – с загвоздочками. Наш прекрасный главный герой не может носить лишние магазины для оружия. То есть он может набрать 4 пистолета, два вида узи, две штурмовых винтовки и дробовик. Но у каждого оружия будет по одному рожку патронов, исключая пистолеты и узи, которые можно взять в две руки. Причём у пистолетов и узи герой не меняет магазин, а просто выкидывает опустошённые стволы и берёт в руки новые.
И если у вас рядом с количеством патронов цифра x3, и в данный момент вы стреляете с двух рук, то, как только обоймы закончатся, Джек выкинет оружие и возьмёт в одну руку оставшийся пистолет. Ещё авторам очень захотелось сделать в игре баллоны, которые можно подобрать и кинуть в толпу, чтобы потом одним выстрелом взорвать врагов. Штука специфическая – попасть так, чтобы прям убить больше одного врага, довольно трудно, а когда у тебя в руке баллон, то стрелять нельзя, так что ты в эти моменты беззащитен.
И, собственно, это всё что нужно знать о «стрелковом» геймплее и его механиках.
«Нестрелковый» геймплей начнётся чуть позже. Вначале Джек разберётся с проблемой на стройке, где очередной вызов патрульного из-за стрельбы навёл на след из трупов врагов и привёл героя к его отцу. Фрэнк Слэйт, отец главного героя, по случайному стечению обстоятельств погиб именно здесь, аккурат ко времени приезда Джека. Естественно, несмотря на просьбы начальства отдохнуть и дать коллегам заняться этим делом, наш герой идёт мстить. Здесь нам сразу показывают роковую красотку – подругу главного героя. Это некая девушка Хильди, помощница отца Джека, втайне подрабатывающая стриптизёршей. Не задавайте мне вопроса: «Чем она там помогала отцу» - история умалчивает. Нам же, можно сказать, дают за неё поиграть – появляется ритм-игра, на фоне которой танцует девушка, а где-то там фоном Джек бежит мимо охраны. Правда всё зря, и в итоге нас знакомят с системой ближнего боя.
Тут всё проще, чем со стрельбой. Будут уровни, где главный герой либо оказывается безоружен, либо просто почему-то вот решает всё сделать кулаками и ногами. Мы можем бить врагов руками и ногами, комбинировать эти удары и хватать врага с последующим броском. Пёс в такие моменты, увы, недоступен.
Собственно, наш герой проходит через афророссиян полубоссов Бориса и Дмитрия. Это охранники некоего бандита, хозяина стриптиз-клуба, где работает Хильди. Джек бегает за ним по всему городу, но в отеле беготня заканчивается. Парень без глаза и с ярко-фиолетовыми (если даже не розовыми) волосами вырубает нас, при этом убив того самого владельца стрип-клуба. Нас подставили, дабы сбагрить в тюрячку. В тюрячке полно мини-игр в духе GTA: San Andreas. То железо надо поднимать, то грушу бить, и всё ради сигарет. Это местная валюта, за которую нам выдадут карту для побега. Сбегает герой прямо с электрического стула – нам помог местный пастор-заключённый. А по пути мы ещё и местного надзирателя посадили на стул вместо себя.
Казалось бы, ну куда пойдёт неудачливый коп, сбежавший от смертной казни и подставленный какими-то явно авторитетными людьми? Всё правильно, идти Джеку некуда, но как только он пробирается через подземные казематы наружу, его ждёт машина и почти давит его. Особо отмечу монтаж сцены на моменте, когда Джек осознал, что его сбивают. В итоге водила сворачивает в сторону, врезается в дерево, Джек забирает его машину и документы и… Идёт в китайский квартал, чтобы разузнать о человеке, который его чуть не сбил. Вариант, что это случайный водила, мы просто не рассматриваем, и ради поиска этого чувака мы убиваем сотню-другую людей в Чайна-Тауне и реально добираемся до него! Только вот его убивает очередная роковая красотка – Ева Адамс. Слово за слово, девушка говорит, что знает человека, который подставил Джека, и поможет ему, надо только свалить из Чайна-Тауна, где мы с дамочкой расстаёмся и идём с собакой на могилу отца.
Ну и так как Джека постоянно преследуют случайности, на могиле он встречает Хильди, и та рассказывает, что перед смертью отец расследовал дела коррумпированного мэра города, и делал он это по заказу кандидата в мэры – Глории Экснер. Разговор прерывают бандиты в масках клоунов, и, пока мы не уйдём с кладбища, они от нас не отстанут. И вот вы не поверите, но вновь случайно так получается, что Ева Адамс (а именно ей Джек позвонил, как только выбрался с кладбища) знает о покушении на Глорию Экснер, и мы в тандеме идём её защищать. Джек – на вертолёте с бесконечными патронами, а Ева внутри здания. Там она находит бомбу, и почему-то мы её обезвреживаем. Точнее, это так реализовано то, что Джек объясняет Еве принцип разминирования. Но вообще всё это зря – безглазый парень с крашеными волосами убивает Еву, а мы на вертолёте преследуем его лимузин и убиваем, но забираем с тела пейджер.
На этом покушение на Глорию не заканчивается – есть целый заминированный отель, набитый до отвала вооружёнными бойцами. И никак бедолаги не могли убить дамочку, пока не пришли Джек и его пёс, да не нашли всю взрывчатку, не обезвредили её и не спасли женщину. И, кстати, дамочка чуть ли не на шею вешается к Джеку, а то Еву убили, и давно не было роковых красоток. В остальном, Глория рассказывает о том, что так и не получила результатов расследования от отца, и, судя по всему, именно они стали причиной гибели папаши. Нашу встречу прерывает звук пейджера – приходит наводка на городские доки. Там, после множества перестрелок, мы убиваем босса с арбалетом, и то ли именно раны стрелами оказались особо опасны, то ли просто герой потерял много крови – короче говоря, он, пошатываясь, еле добрёл до домика Хильди. Ну вот да, так получилось, что она тут рядом с доками жила. Она нас зашивает и прячет, ибо ворвался Рафшун Дигс – некогда чемпион по боксу, а теперь наёмник у бандитов.
Дигс привёл нас к ещё одному человеку с интересным именем. Нас желает видеть Фахук Убдула – криминальный авторитет с ближнего востока, а по сути, теневой правитель криминального мира Грант Сити. Он решил нас подвесить и утопить, но Шэдоу спасает Джека, и мы узнаём, что в доках полно золота. Его добывает нынешний мэр для Фахука, и вместе они занимаются его контрабандой по миру. Отец Джека узнал об этом и погиб на стройке – кстати, именно туда мы попадаем из доков. И тут мы вновь со стройки попадаем в тюрьму, но теперь самостоятельно – там ждёт Дигс. Боксёр предлагает подраться в газовой камере, но только у одного бойца будет маска. И это стало роковой ошибкой.
Если честно, я запутался, как Джек попал из доков в тюрьму, но он вдобавок из тюрьмы попал в кабинет мэра… Мэр говорит, что за всем этим стоит шеф полиции по фамилии Хэннеси. Он всех шантажирует, и приказ об убийстве отца Джека отдал тоже он. Мэр предлагает сделку – он нам говорит, где компромат на Хэннеси, а мы обещаем не трогать мэра. Джек тащит документы, которые были в полицейском участке, и отдаёт их Глории Экснер, но та в ответ достаёт пистолет и говорит, что вернёт документы мэру, потому что мэр ей угрожает. Неожиданно из-за кустов появляется Хильди и убивает Глорию. Она, оказывается, работает на Фахука и везёт документы ему, хотя… вроде бы он с мэром работает вместе… Короче, девушка нас не убивает, поэтому мы следим за ней и приходим на военную базу, где видим, как Хильди отдаёт документы, но из тени появляется мэр и убивает её. В отместку мы убиваем мэра, в это время Фахук убегает на самолёте, но мы тоже там оказываемся и убиваем и его. Самолёт падает, документы у нас, и Джек решает отдать их знакомому репортёру, дабы тот показал их в новостях.
Но игра на этом не заканчивается – мы сначала идём убивать финального злодея, то есть Хэннеси. Все преступные силы повержены, но на всякий случай Джек просит репортёра сказать, что Джек Слейтер погиб в авиакатастрофе. А во время титров нам показывают, как проповеднику из тюрьмы приходит посылка от Джека с золотом и документами, видимо, они помогут обрести свободу.
На пути к сиквелу
Первая часть Dead to Rights – консольный продукт, вначале вышедший на Xbox 19 августа 2002 года, затем, 18 ноября того же года – на GameCube и PlayStation 2. Спустя год игра посетит и ПК, но в том же виде, что и на консолях. Что я подразумеваю под «тем же видом»? Я про ту самую стрельбу, где от вашего собственного навыка попадания не зависит особо ничего. Ведь ручное прицеливания работает как у Леона в оригинальной Resident Evil 4, но тут мы сражаемся с вооружёнными боевиками, а не медленными зомби с ближним (чаще всего) боем.
И, на мой взгляд, это основная причина, почему серия канула в небытие. Возможно, на релизе такая механика на консолях смотрелась неплохо, для тех, кому консольный порт Макса Пейна показался хардкорным. Сейчас же долбить на «крестик» без возможности прицеливания кажется занятием… не для каждого. Ну то есть почему Макс стал легендой, а о Dead to Rights знают куда меньше людей не очень удивляет как минимум из-за такой вот стрельбы.
При этом то, как геймплей разбавляется то драками, то мини-играми – очень радует и даёт в сумме необычный игровой опыт, в особенности если вспомнить, что речь об игре, которой уже больше ДВАДЦАТИ ЛЕТ. Тут уж и реализация собаки просто в виде кнопки «фас» радует, хотя сейчас, конечно, от мохнатого напарника хотелось бы больше.
Сюжетно Dead to Rights всё же не сильно отдаёт нуарным пессимизмом. Джек даже при смертельной опасности умудряется шутить. Например, когда его подвесили на цепь и пытались утопить, он заявляет убийцам, что обычно ныряют за яблоками, но что-то он их в воде не видит. Если же не ожидать большего, чем от других боевиков начала нулевых, то получается хороший, крепкий экшен со спорным геймплеем. Уверен, что некоторые просто не поймут, зачем играть в шутер, где стрелять-то, по сути, нельзя? И винить их в этом я не могу, потому что стрельбе уделено больше всего времени. В совокупности с ближним боем, мини-играми со взломом и разминированием – игра получилась самобытной и неплохой, но есть куда расти, и серия продолжалась.
В 2004 году австралийская студия Torus Games, основанная ради разработки игр для Game Boy и Game Gear, выпускает Dead to Rights для Game Boy Advance. Это топ-даун шутер, с тем же сюжетом, но часть событий обрезали, дабы вместить всё в часовой шутан. Но сегмент в тюрьме оставили, даже с мини-играми про качалку! Если честно, после Shakedown: Hawaii и Retro City Rampage в подобное играть тяжеловато, да и всё же игра разрабатывалась для портативки своей эпохи. Однако отметить эту игру важно, потому что это не первый раз, когда серия замахнётся на портативки.
Увы, никаких данных о продажах первой части и её портативной вариации я не нашёл, но есть подозрение, что игра, как минимум, окупилась. Ведь Namco решает нанять французскую студию WideScreen Games – эти ребята до этого прославились неплохим экшеном по сериалу «Дюна Фрэнка Герберта» 2001 года. Возможно, тот факт, что сиквел отдали в руки сторонних разработчиков, должен был напрячь, да и непонятно было, что будет в продолжении, ибо концовка кажется вполне себе завершённой. По крайней мере, в Грант Сити Джеку явно больше делать нечего, если только расширяться на новые просторы… Но как бы не так! Сиквел оказался приквелом, просто с цифрой 2 в названии.
Dead to Rights II вышла в 2005 году на PS2, Xbox и ПК, проигнорировав в этот раз GameCube.
История тут… мягко говоря, отличается от первой части. Джек и Шэдоу разыскивают судью, который решил пойти против преступных синдикатов Грант Сити. Причём, это вроде друг отца, но ищем его почему-то мы, хотя это приквел, и отец ещё жив. От какой-либо серьёзности в сценарии решили отказаться в пользу… юмора, или я не уверен, как это правильно назвать. Джек постоянно говорит фразочками в духе крутого героя боевика из конца 80-х и начала 90-х. Ведёт себя как плохой парень, но при этом типа коп – врезается на служебной машине прямо в двери заведений, выбивает двери с ноги, давит невинных людей на машине, а из главарей банд делает мишени для дартса…
У Джека вновь подружка-стриптизёрша, но эта, вроде бы, не подрабатывает этим, а нарядилась для тайной операции, чтобы помочь с данными. Девушка наводит Джека на порно-магната, этот молодой человек даёт наводку на мексиканских бандитов, Джек мучает их главаря, чтобы тот навёл его на байкеров, у байкеров документы, наводящие на азиатскую мафию, а от азиатский бандитов мы переходим к злому русскому криминальному авторитету по фамилии Бланчов. По пути погибает судья, а Бланчов похитит у Джека девушку. Ну а так как Джек не остановился и погнался за русским бандитом, тот убил девчулю на глазах Джека, а пока Джек прощался с ней, Бланчов просто убежал в какую-то свою башню, через которую мы идём к финальному боссу. Причём фишка в том, что босс – не сам Бланчов, а его охранник. И после смерти охранника нам просто показывают, как Джек отомстил.
Ииии…. Я даже не знаю, что тут говорить. Это трэшовый экшен, это сиквел, который хуже первой части. Стрельба – всё такой же странный тир с наведением и последующим долблением кнопки выстрела. Шэдоу теперь связан с полоской выносливости героя. То есть выносливость тратится на прыжок с замедлением (он вновь улучшает прицеливание), на атаку Шэдоу и даже на удержание врага в качестве живого щита. Но её теперь можно восполнить, подойдя вплотную к врагу и обезвредив его. Изменили броню – в оригинале это просто вторая полоска здоровья, а теперь она как бы поглощает часть урона, но при этом от полоски здоровья куски тоже отрываются.
Оставили уровни, где нужно драться, но сделаны они тупо «на отмахнись». Просто через 3 уровня со стрельбой запихали один с драками. В драках появилось оружие типа «розочки» и биты, но они просто увеличивает урон от удара и ломаются ровно после количества ударов, написанного в углу экрана.
Зато теперь в ближнем бою можно использовать Шэдоу и ликвидировать одного врага – сделано это, скорее всего, из-за того, что отлететь в ближнем бою стало в разы легче. И это, опять же, из-за оружия, потому что оно есть у врагов, и враг с оружием отправит вас в могилу довольно быстро, если не блокировать.
Ручной прицел из оригинала убрали от греха подальше, чтобы ничто не отвлекало вас от нажатия одной-единственной кнопки выстрела, поэтому никаких больше снайперских винтовок. А вот оружие Джек всё ещё носит по одной обойме – дань уважения оригиналу. При всём моём уважении к первой части, из-за которой я и начал делать этот ролик, вторая – это какой-то ужас. И дело не в стрельбе, потому что примерно в эти же годы я играл в Tomb Raider: Legend, и её я не считаю ужасом, а стрельба там тоже с консольной авто-наводкой. Игра, как целостное произведение, была хороша, и первая Dead to Rights тоже, собственно. Но сиквел… Причём, хоть средняя оценка у игры плохая, издание IGN поставило ШЕСТЬ ЦЕЛЫХ ВОСЕМЬ ДЕСЯТЫХ из десяти, потому что (цитата):
Это режиссёрская версия первой части, из которой удалены элементы, не понравившиеся геймерам. Игра может доставить несколько часов удовольствия людям, ищущим быстрых решений проблем без обязательств.
Что это вообще значит?! Второе предложение — это описание аккаунта в тиндере или что?! И какие несколько часов, игра проходится всего за три, ну максимум четыре часа?! А самое смешное, что издание GameSpot поставило АБСОЛЮТНО ТЕ ЖЕ ШЕСТЬ ЦЕЛЫХ ВОСЕМЬ ДЕСЯТЫХ из десяти с ещё лучшим вердиктом:
Если вас не волнуют хорошие сюжеты, многопользовательские режимы и прочая ерунда, а вы просто любите поиграть, чтобы снять напряжение, то возьмите Dead to Rights II напрокат.
И, вы не поверите, но в том же 2005 году вышла ещё одна часть Dead to Rights. Dead to Rights: Reckoning для PSP.
Ну и уж вы точно не поверите, что это ОПЯТЬ ПРИКВЕЛ. Делала игру не абы кто, а студия Rebellion Developments (авторы серии Sniper Elite, игры Rogue Trooper и Aliens Versus Predator 99 года). По сути, они сделали укороченную вторую часть для портативки – игра пробегается за час максимум, и текстурки в ней знакомые. Да что уж там – посмотрите на уровни, это просто копипаста со второй части. Видимо, Namco попросила поделиться авторов сиквела.
Если же не обращать на это внимание, то получился короткий боевичок с ещё более скромным сюжетом. Джек с Шэдоу спасают какую-то девочку, потому что ему пришло анонимное письмо с угрозой. Прийти на назначенное место, или девчуля на фотке умрёт. Там оказывается банда байкеров, ну и после байкеров опять череда убийств – азиатская мафия, вооружённые ополченцы и ещё непонятно кто, но всё в антураже локаций из второй части. И вот эта резня продолжится до финального босса – неизвестного мужика с бинтами на лице. А, вру – финальным боссом оказывается сама девочка, потому что она в ярости нападет на Джека, ибо мужик в бинтах – её отец.
Геймплейно, как по мне, в игре для PSP дела получше, чем у сиквела. Ну, так-то стрельба всё та же, но замедление теперь расходуется отдельно, а Шэдоу работает отдельной атакой, как в оригинале. Броня тоже сделана в духе первой части – просто вторая полоска здоровья, а не уменьшение от урона здоровью. Даже немного жаль, потому что это казалось мне единственной интересной механикой в сиквеле. Ну и оружия Джек теперь носит чуть больше – аж по 60 патронов для штурмовых винтовок нести теперь умеет. Судя по тому, что это приквел, к старости Джек обессилил. Видимо, чтобы привести его в чувство, решено было тряхнуть серию и полностью перезапустить…
Перезапуск серии
Давайте на секунду прервёмся и вернёмся к теме нуара и немного зайдём на территорию супергероики. Почему-то интернет-сми пишут, что «нуарный» Бэтмен – это фильм 2022 года с Робертом Паттинсоном (опять какое-то техзадание скидывают что ли), но я хочу вспомнить Бэтмена от Кристофера Нолана. «Тёмный рыцарь» считается фильмом, изменившим супергероику. Несуразные мужчины в трико стали приземлёнными, человечными героями, с которыми мог бы ассоциировать себя зритель. И если в «Тёмном рыцаре» неонуар скорее использован как приправа, то вот уже в «Хранителях» это чуть ли не основное блюдо. Нуарные нотки с тех пор появлялись всё чаще в массовой культуре. Даже чаще, чем во времена «Макса Пейна».
Влияние жанра чувствуется в Heavy Rain, The Wolf Among Us, в дополнении Burial at Sea для BioShock Infinite, в третьем Максе частичка бразильского нуара, ну а в L.A. Noire нуар просочился аж в название. Началась эта нуарная игровая волна примерно в 2010 году, и как раз одной из первых игр в ней стал перезапуск серии Dead to Rights.
За разработку вновь отвечала сторонняя студия, а не Namco и даже не Namco Hometek. Отделение Hometek, кстати, ещё в 2006 году переформировали в Namco Bandai Games America – просто американский отдел Namco Bandai. Так вот, для перезапуска Dead to Rights позвали Volatile Games. Volatile – дочернее предприятие британской корпорации Blitz Games Studios. Blitz занимались выпуском игр по лицензии, в основном это были игры по куклам «Барби», «Братц», Губке-Бобу и даже Ай-Карли. А вот Volatile основали, чтобы делать «взрослые игры», но первым проектом студии стали «Бешеные Псы», сказывалась любовь к играм по лицензии. «Бешеные Псы» вышли в 2006 году и показывали амбиции студии. Тут вам и миссии на авто, и перестрелки, и рейтинги миссий в духе Hitman, всякие механики в духе «взять заложника и заставить полицейского выкинуть оружие», но критики игру уничтожили. Справедливости ради, рейтинг игроков на «метакритике» куда выше игрожура. Возможно, поэтому студия и продолжала работать дальше.
Вторым проектом стал заказ Namco на перезапуск Dead to Rights. Примерно в 2005 году Volatile разрабатывали некий аналог Overlord – игру Possession, где игрок управлял владыкой зомби, но никак не могли найти издателей. Спустя череду отказов, авторы связались с Namco и показали свои наработки. Аналитики Namco объяснили авторам, что задумка неплохая, но очень дорогая для реализации, поэтому есть вариант получше – забросить эту идею и сделать для Namco Dead to Rights. Для Namco это была возможность вернуть к жизни серию после абсолютно нелепого сиквела, а для Volatile Games это возможность показать работу над ошибками после «Псов», ибо потенциал у авторов явно имелся.
Что интересно – до полноценной работы над перезапуском серии Namco планировала создать очередной спин-офф серии. И анонсировали его аж в далёком 2003 году, даже на E3 показывали, но со временем без особых новостей проект закрыли, хотя по трейлерам казалось, что игра закончена и можно выпускать. Назывался спин-офф First Strike: Grant City Anti-Crime, и интересен он нам в контексте перезапуска из-за своего сюжета. Планировалась история о Джозефе Сантини, полицейском из элитного подразделения Grant City Anti-Crime Unit (отряд по борьбе с преступностью Грант-Сити), и как раз это подразделение и его историю решили использовать в ребуте серии.
Публично впервые перезапуск Dead to Rights показали в 2009 году, всего за год до релиза, но работа шла задолго до. Об этом говорит, как минимум, тот факт, что изначально будущая игра называлась Dead to Rights: redemption, но почему-то итоговое название изменили на Dead to Rights: Retribution. Связано ли это с Red Dead Redemption, разрабатывавшейся в это же время, история умалчивает.
А вот что сохранилось, так это нарочито комиксная нуарность, как раз в стиле «Бэтмена» от Нолана или «Хранителей». Даже ранние наработки кат-сцен выполнены в стиле комикса, но их всё же заменили кат-сцены на движке игры. При этом атмосфера сцен сохранилась: мрачный настрой игры виден невооружённым взглядом, и на этом фоне ярко выделяется опасный тандем из главного героя и его пса. А ведь пейзажи рисовал Martin Johnson, художник сказочных антуражей первой части Fable.
Перед разработчиками стояло две важные технические задачи: сделать эффектный и современный геймплей, совмещающий стрельбу и драки, а также вписать в это всё пса-напарника. Проблема в совмещении стрельбы и драк крылась в том, что, во-первых, нужно было сделать единый геймплей с ежесекундным переключением стрельбы на ближний бой и обратно, а не отдельные уровни для стрельбы и отдельные для боёв; а во-вторых, камеры в шутере от третьего лица и в 3D-бит-эм-апе немного разные. В большинстве шутеров от третьего лица для удобства стрельбы персонаж располагается чуть сбоку от центра экрана – в зависимости от того, с левого или правого плеча целится герой. В 3D-бит-эм-апе герой обычно стоит в центре камеры, для лучшего обзора противников вокруг и контроля ситуации. Выдумать нечто новое в геймдизайне у авторов не получилось – компромиссом стал упор на камеру для стрельбы с упором в правое плечо с переходом на свободную камеру в драках. То есть Джек большую часть времени находится слева на экране.
Шедоу же теперь не просто напарник, но и играбельный персонаж. Для собаки создали специальные уровни с упором на стэлс, где нужно незаметно красться и перегрызать глотки врагам. А когда Джек и Шедоу вместе, собаке можно задать режим поведения: либо агрессивно-атакующий, либо защитный с притаскиванием Джеку патронов при необходимости. Короче, это как Лиза из Биошок Инфинит, но не кричит «Букер, лови!» и может за себя постоять. Правда, при агрессивном поведении Шедоу легко может потерять всё здоровье, и придётся бежать поднимать его на ноги (то есть на лапы).
От оригинальной механики стрельбы ни осталось и следа. Всё же на дворе уже не эпоха GameCube и PlayStation 2, так что решено было сделать нормальный шутер от третьего лица, с настоящей стрельбой. Ну а так как стрельба теперь адекватная, то и замедление времени отвязали от прыжка. Джек просто входит в замедленный режим и отвешивает хэдшоты стоя или в укрытии, без эпических кульбитов вперёд.
Ближний бой тоже переработали в духе Batman: Arkham Asylum (которая также разрабатывалась в это время). То есть у нас сильный и слабый удар вместе с уклонением и контрударом. Вблизи можно схватить врага и сделать из него живой щит, причём враги сопротивляются и приходится стучать им по башке, чтобы вели себя спокойно и впитывали пули. Сделано всё с участием захвата движений, и участвовали в этом мастера боевых искусств. Комбо-очки игра не считает, но если у вас продолжительная серия ударов, то появится кнопка добивания, где Джек жестко расправляется с врагами, причём оружие учитывается, поэтому безоружный Джек сворачивает противнику шею, а Джек с автоматом простреливает злодеям колени экипированной пушкой.
Жестокость тут на высоком уровне, при этом, по словам самих авторов, жестокость в игре наглядная и она – часть характера героя. А вот лейтмотивом сюжета является тезис о том, что проблемы нужно решать законно. Что, конечно, вызывает противоречие. В мире существует Spec Ops: The Line, деконструирующая шутеры, но Dead to Rights куда проще. Но сценарий и впрямь показывает путь к успокоению главного героя. Правда, путь этот построен на сотнях трупов и залит галлонами крови, и никакой моральной дилеммы перед игроком не стоит – рядовых врагов Джек не замечает, а ответа по закону требует лишь от главных злодеев.
Вообще стоит отметить, что в серии наконец-то появился достойный сюжет: с раскрытием персонажей и дальнейшим их развитием. В оригинальной игре нам показывали героя и тут же его убивали (а в случае с отцом даже не показали – сразу убили). В перезапуске же почти каждый персонаж получает определённую долю предыстории и последующее развитие. Джеку уделено больше всего времени, ибо ему предстоит путь от агрессивного и импульсивного копа, гавкающегося с начальством, к постигшему дзен мудрецу. В начале игры он готов порвать с профессией из-за ругани с начальником, а в конце игры он готов меняться и менять систему изнутри.
Мотивация злодеев довольно классическая – власть. Но реализована она нетривиально. Местный олигарх держит карманных бандитов для запугивания горожан. Запугивание нужно для беспрепятственного ввода нового вида полиции: особого отдела, подчинённого этому олигарху и в состав которого входят даже бывшие преступники и террористы. Со стороны полиции у проекта есть поддержка в виде опытного офицера, желающего навести в городе порядок железной рукой. Этот офицер понятия не имеет, что отдел этот нужен не для порядка, а для полного захвата города одним человеком и его армией. И в центре всего этого в один прекрасный вечер оказывается Джек.
Наперекор начальству он врывается в небоскрёб, где преступники захватили заложников, и спасает большинство из них, попутно заставляя террористов бежать. Позднее Джек получает нагоняй в участке от начальника, но чисто символический, ибо такой бравый парень нужен полиции, да и у него батя в отделе работает вообще-то, плюс тот самый опытный офицер, капитан Редуотер, крайне положительно относится к Джеку. Отец Джека здесь эдакий ангел на плече сына, требующий решать всё взвешенно и в рамках закона, а Редуотер – дьяволёнок, одобряющей сиюминутные, необдуманные и решительные действия.
Какое-то время мы вместе с отцом ищем террористов, но ему суждено погибнуть. В это же время Джек понимает, что захват заложников в небоскрёбе – это искусственно созданный теракт для ввода подразделения по борьбе с преступностью Грант-Сити, а один из террористов из небоскрёба в этом подразделении руководит отрядом. С этого момента Джек с Шедоу вдвоём противостоят целой армии, где также реализует себя Редуотер. Но когда мы показываем ему доказательства готовящейся подставы, он уходит с лояльными бойцами на остров недалеко от города, тем самым начиная борьбу жабы с гадюкой.
Джек же оказывается чуть ли не смертельно ранен, но собака помогает отбиваться от бандитов, а с ранами помогает работница «скорой» по имени Фейт. Она у Джека во френдзоне, ибо Джеку интересна только работа, но всё же помогает подлатать. Правда, наводит на нас подразделение по борьбе с преступностью, в итоге сама получает пулю и помогать приходится уже ей. Это некая интерлюдия, перерыв в середине сюжета без особой привязки к основному произведению, ибо после отправки Фейт в больницу Джек заканчивает начатое. Сначала идёт в башню к олигарху, дабы за шкирку привести его в тюрьму, но тюрьму захватили бойцы Редуотера, поэтому сначала надо её отбить, а потом привести сюда и его самого. Причём в тюрьме оказывается непосредственный начальник Джека с другими полицейскими, и теперь они вместе идут штурмовать остров Редуотера.
Кстати, отца Джека убил именно Редуотер, несмотря на то, что они были друзьями, и Редуотер даже свидетелем на свадьбе был у отца Джека. Но в какой-то момент Редуотер стал слишком фанатичен и загорелся идеей тотального контроля города, а батя Джека этого бы не понял, поэтому решено было его устранить. Несмотря на это, Джек хочет именно посадить, а не убить Редуотера, но тот живым сдаваться не захотел.
В финале нам накинули отсылочек к первой игре. Мэр Глория Экснэр посмертно наградила отца Джека медалью за отвагу, а похороны проводит будто бы тот же проповедник, что когда-то помог немного другому Джеку сбежать из тюрьмы. Сам же Джек особо жить дальше не намерен, судя по словам на могиле отца, что скоро они увидятся. И на такой грустной ноте Джек в парадной форме уходит с Шэдоу в сторону города.
Знаете, вот иногда нечто случается не в том месте и не в то время. Насчёт места – тут спорно, но вот по времени Dead to Rights: Retribution угодила в «молоко». Средняя оценка критиков 6/10, продажи не превысили 400 тысяч копий, так что возрождение Dead to Rights осуществить не получилось. Лучше всего об игре написало издание 411Mania, специализирующееся на рестлинге, а не видеоиграх. Их рецензент написал, что «Dead to Rights: Retribution оказалась игрой, которая просто как бы есть, а в наше время просто быть уже недостаточно». И правда, о 2010-м я уже как-то вспоминал, ведь в тот год вышли Splatterhouse и Deadly Premonition, и где-то там я перечислял игры того времени. Буквально в каждом жанре был свой хит – от шутеров и платформеров до стратегий и слэшеров. Dead to Rights хитом не стала.
Это, безусловно, хорошая игра, но 2010 – это не время, когда людей интересовали просто хорошие игры. 2010-й стал если не лучшим годом, то одним из лучших для индустрии в плане объёма и качества игр, ведь тогда технические огрехи на релизе стоили куда дороже, чем сейчас. Хотя, проблема технической реализации сгубила Alpha Protocol, а не Dead to Rights.
Так что рецензенты, уставшие от наплыва игр, ставили довольно низкие оценки очередному боевику, да и игрокам хотелось чего-то большего. Будь у серии большое наследие, может, перезапуск воспринимался бы иначе, но вышло так как вышло. Но наследия не было из-за вполне себе последовательных действий Namco с непонятным сиквелом.
В итоге, спустя время, о Dead to Rights: Retribution кто-то напишет в топе недооценённых игр 2010-го, но на продажи это не сильно повлияет. Проект стал коммерческим провалом. Volatile Games после Dead to Rights закрылась, а следом закрылась и материнская Blitz Games Studios, но это уже совсем другая история. Для Bandai Namco это, может, и был финансовый удар, но его с лихвой окупит 2011-й год, когда издательство начнёт сотрудничать с FromSoftware для первой Dark Souls.
Dead to Rights же канет в лету. Причём как Retribution, так и сама серия. Для меня это стало двояким чувством. Вторую часть я считаю плохой игрой, которую не стоило и выпускать, но не могу сказать, что исчезновение серии на сиквеле мне бы было приятнее, потому что Retribution же, в отличие от сиквела, реально хорошая игра. Как минимум, с лучшей стрельбой во всей серии. И нуар наконец-то докрутили, но спорить с тем, что этого мало или что было уже поздно, я не могу. При всей моей любви к игре, я не могу сказать, что есть какая-то невероятная фишка, ради которой вот всем вам надо пойти и поиграть, потому что фишки такой нет. Это как Order 1886 на PS4 – вот вроде неплохая игра, но за третьим «Ведьмаком», четвёртым Fallout’ом, пятым «Метал Гиром» и другими играми 2015-го года потерялась и тоже ныне мало кому интересна.
Прекрасный 2010-й год стал, на данный момент, финалом для серии Dead to Rights. Слова главного героя перед титрами будто стали пророчеством, хотя авторы в дневниках разработки говорили, что надеются не просто на перезапуск, а на попытку возродить серию. Dead to Rights прошла необычный путь. Первая часть была необычным проектом, совмещающим в себе разные геймплейные эпизоды: странная казуальная стрельба, пёс-напарник, драки в жанре бит-эм-ап, паззлы – и всё это соединялось в странный, но при этом неплохой боевик со своей атмосферой. Сиквел же оказался каким-то трэш-боевиком. И, это лишь мои домыслы, но будто бы с купленными рецензиями от игрожура. Хотя подобную игру спасти этим было бы невозможно. И после этого выходит перезапуск, но уже не в виде смеси из разных жанров в зависимости от уровня, а как единый экшен. Нужен ли он был, этот перезапуск? Пожалуй, если мыслить глобально – то нет. Ни разработчик, ни издатель, выгоды не получили, а сама игра скрылась в тени блокбастеров. Но лично для меня и первая часть Dead to Rights, и перезапуск оставили приятные эмоции. Конечно, в оригинал сейчас играть тяжело как морально, так и физически. Но Retribution, когда-то купленная мною за скромные 500р по акции, оставила очень положительные эмоции. Не из-за уникальных геймплейных моментов или невероятной графики, а благодаря мрачной атмосфере игры и её героям.
В финале мрачной истории перезапуска Джек и Шедоу шли в сторону города, освещённого солнцем, но, как показало время, герои остались на кладбище, из-за чего особо трагично звучат последние слова Джека. Получилась почти нуарная история серии: есть и запутанный сюжет из-за сиквела, который на самом деле приквел; есть драматичная концовка, сам главный герой (то есть серия Dead to Rights) не такой уж положительный персонаж как минимум из-за сиквела. Разве что роковой красотки не хватает.
Хочется в конце найти мораль истории, но тут сложновато. Она либо в том, что авторы игры по «Бешеным Псам» сделали Dead to Rights лучше, чем авторы игры по «Дюне». Либо мораль в том, что Dead to Rights ныне интересна только каким-то ноунеймам. Как бы то ни было, на этом у меня всё.
* * *
На этом у меня всё. Если вам понравилась статья - не забудьте поставить лайк!
И обязательно подписывайтесь на мой канал в Дзене - здесь вас ждёт много интересного материала про видеоигры! До скорых встреч!