Найти тему
Наталья Швец

Некоронованная королева Османов, книга 3, часть 52

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Пока все так хорошо складывалось! Однако порой ей приходилось в очередной раз удивляться: как госпожа Босфора умудрялась всех разводить по углам и никто при ней не осмеливался рта открывать… Трудно даже представить, чтобы в ее присутствии могли затеять скандал…

А вот при ней случалось и не раз. И это касалось не только фавориток покойного султана. Даже собственные киры позволили себе подобную дерзость, одно успокаивало: бились за ее внимание.

По хорошему, им делать во дворце было нечего. Но согласно правилам, только этим женщинам позволялось приходить в гарем со стороны, приносить товары, давать в долг, вести переписку, помогать в делах.. Так что представить себе жизнь гарема без них было довольно сложно. Услугами этих, кстати, очень грамотных, деловых и необыкновенно сметливых женщин пользовались все султанши. И они реально им помогали.

У нее, по примеру предшественниц, также имелась кира, сефардская еврейка Эстер Хандили. В свое время женщина вместе с семьей бежала из испанского городка Херес-де-ла-Фронтера. Ее супруг Элий торговал драгоценностями, дорогой одеждой и косметикой. Все это с большой охотой раскупалось в гареме, а приносила товары Эстер.

Поначалу умная еврейка действовала в качестве его агента, а овдовев, быстро вошла в курс дела и взяла на себя все торговые дела. Говорили, что в молодости женщина служила самой Роксолане. Вполне возможно. Сама кира об этом не распространялась, предпочитая молчать. А если задавали вопросы, отвечала довольно уклончиво.

На момент знакомства с Сафие-султан возраст у нее был довольно преклонный, но с головой и здоровьем полный порядок. Так что нет ничего удивительного, если именно ее острый ум и деловая хватка помогали госпоже Босфора. По крайней мере, в том, что работе вакфа приложила руку именно она, сомнений не имелось. Уж больно четко там была налажена деятельность, которая продолжилась даже после смерти Роксоланы.

Потом она верой и правдой служила Михримах-султан и Нурбану-султан, что свидетельствовало о высочайшем доверии. Более того, этой худощавой, невероятно подвижной особе венецианка доверила вести политическую и дипломатическую переписку с иностранными державами, осуществляла связь с Венецией и королевой Франции Екатериной Медичи.

К сожалению, ничего не бывает вечным. Эстер отправилась в мир иной. Ее место быстро заняла Эсперанса Малхи, которая приглянулась Нурбану-султан. Эта кандидатура была одобрена, в том числе и Михримах-султан, которая специально приглашала к себе еврейку и долго с ней говорила.

Но Сафие-султан требовалась своя кира, но только такая, чтобы никому больше, кроме нее не служила. Зачем кому-то постороннему знать об ее финансовых делах? Она поставила еврейку перед выбором. Эсперанса обещала подумать, а меж тем активно сотрудничала с тогда еще живой венецианкой. Но тут Нурбану-султан представилась и ей ничего не оставалось, как переходить на службу к ее преемнице. Правда с условием: будет сотрудничать только с ней... К другим кадын пусть даже не заглядывает. Кира в свою очередь также высказала свои: госпожа предоставит ей неограниченные полномочия.

Сфера деятельности киры была довольно велика. Женщина выступала посредником в приобретении товаров и проведении денежных операциях, выстраивала отношения Сафие-султан с дипломатами и поданными, помогала вести переписку с королевой Елизаветой Английской... Госпожа не могла нарадоваться и безумно гордилась такой верной кирой! Кроме того, никто не мог упрекнуть, в том, что использует наработки предыдущих султанш. Кира Эсперанса Малхи ее и только ее находка!

Кстати, именно благодаря стараниям и связям Эсперансы удалось отыскать слабый след Айсель-хатун. Если бы не помощь киры, она и впрямь бы решила, что дочь Баязеда стала следом змеи на пыльной дороги. Насколько же оказалось велико ее удивление, когда выяснилось, что все это время Айсель-хатун преспокойно жила в Манисе и вела дела, в которых помогал муж, довольно преуспевающий купец. Кроме сына-подростка у них подрастало две девочки. Последнее очень удивило: как от евнуха могут быть дети? Султанша не сомневалась, что мужем негодяйки стал тот самый евнух, что испугал когда-то ночью. Кто бы мог подумать, что семя Османов продлится от кастрата, пусть даже и похищенного из дворца эфиопского царя!

Но еще больше удивило, что Айсель никуда не уехала из страны и находилась в городе, где ее могли узнать. Албанка немедленно отправила своих людей арестовать негодников и с нетерпением ждала, как их привезут во дворец. И что же? Буквально за несколько недель до приезда, они погрузили весь свой скарб на специально нанятый корабль и упорхнули, словно птички из клетки. Соседи передали ее гонцам пустой бумажный лист, запечатанный печатью шехзаде. Решай, мол сама, дорогая султанша, что это значит...

Эсперанса удивлялась и возмущалась, но, глядя в ее бегающие глаза, почему-то казалось, что это она сама предупредила беглецов, естественно, за определенную мзду. Кому, как ни ей знать, как Малхи умеет из ничего зарабатывать деньги! Но доказать сие было невозможно. Опять же, пользы от нее было куда больше, чем вреда…

Публикация по теме: Некоронованная королева Османов, книга 3, часть 51

Продолжение по ссылке