Расскажу о том, как я начала называть себя писателем, а также о том, когда родственники и знакомые тоже стали воспринимать меня писателем. Ведь самые близкие люди дольше всех не могли признать за мной право нового звания. Теперь у меня нет обиды ни на кого. Но вначале была. Думала: ну как же так!?
В начале трудовой жизни ничто и не предвещало писательского зигзага в моей судьбе. У меня была достойная профессия инженера и любительская увлеченность литературой. Я любила читать, как многие мои коллеги и друзья, а также всегда и везде писала тексты для стенгазеты (в школе, в институте, в НИИ). Тексты и поздравления сотрудникам к юбилеям! Сейчас я сравнила бы прежние стенгазеты с нынешними блогами, разве что в блоги приходится чаще писать, тогда как стенгазеты выпускались, в основном, к праздникам.
В 90-е годы, оказавшись на вольных хлебах (общественные и личные обстоятельства подтолкнули меня к уходу из инженерной профессии), я, как бы сейчас сказали, монетизировала свое умение писать осмысленные тексты в городских газетах. Стала кочевать по разным изданиям в качестве внештатного корреспондента. В одной из газет я отвечала на письма читателей, используя житейский опыт и психологическую литературу. Эта деятельность позже привела меня к получению дополнительного образования в Институте психологического консультирования, к работе с чужими сновидениями и даже к написанию просветительской книги на тему снов.
На основе публикации меня вскоре приняли в Гильдию психотерапии и тренинга, почетным членом в ней остаюсь до сих пор. Я получила подтверждение в профессиональной среде психологов, но не в писательской среде.
Написала еще несколько просветительских книг, но продолжала писать и короткие рассказы. Их тоже печатали в разных газетках (изредка за гонорар), а со временем и даже в альманахах (за собственные деньги). У нас в Петербурге, как оказалось, множество любительских тусовок, и при них активными товарищами издаются альманахи на любой вкус. И на определенных площадках собираются начинающие литераторы (особенно, непризнанные поэты), чтобы просто пообщаться, послушать других, выступить самим. Иногда заглядывала на эти тусовки и я. В ту пору я уже воспринимала себя психологом (сразу после получения нового образования) , но еще не считала себя писателем, так как не было подходящей точки отсчета. Тем более, не считало меня писателем мое окружение.
Однако я уже написала первый роман и начала его предлагать издательствам, но пока всюду получала отказы. О чем скромно умалчивала и в обществе, и дома, опасаясь насмешек.
А окружающие меня самодеятельные поэты и начинающие прозаики активно выпускали самиздатом свои книжки. У кого-то была одна похожая на тетрадку книжица, у кого-то две-три. Казалось, только у меня нет ни одной художественной книги!
В общем, я поднапряглась с финансами, собрала свои короткие рассказы, разбросанные по газеткам, и тоже стала готовить к изданию книжку. Иллюстрации и обложку мне нарисовала дочка, на тот момент студентка архитектурного вуза.
Для первой книжки необходимо было самой написать автобиографическую справку (так все делали). Обычно она пишется в третьем лице. И я сильно задумалась: «Как же себя позиционировать?». И первой фразой стало определение «Галина Владимировна Врублевская – петербургская писательница».
В статье Википедии позже неведомые редакторы переименовали меня в «российскую писательницу»; другие еще подредактировали и обозначили просто русской писательницей (как бы самое высокое звание для страны). Но тогда я примеряла на себя новое звание впервые, и городской масштаб мне казался более уместным.
Однако и в скромном виде городской писательницы мое самоопределение показалось отдельным коллегам по литературному цеху слишком вызывающим. Подруга-поэт, с которой мы несколько лет кочевали по разным литтусовкам, так прямо и сказала: «Так уж и писательница?!». Я и сама немного ощущала синдром самозванца, но держалась. Ответила ей, что хочу через эту самиздатную книжку включить как бы магические практики, чтобы попасть в писательский поток :). Выразила с легкой иронией надежду, что одна книга повлечет за собой и остальные .
Не знаю, сработала ли магия или приложенное упорство по поискам издателя, но через год наконец мой неопубликованный еще роман выудили из самотека в одном издательстве, и он был издан уже за гонорар.
Роман получил название "Половина любви" и в дальнейшем переиздавался.
С первым романом я выступала на книжной ярмарке, на стенде издательства, а позже начала проводить творческие вечера в библиотеках (здесь проявляла инициативу сама), где на афишах непременной писали «Встреча с писательницей Галиной Врублевской». Теперь я окончательно поверила в себя, в то, что я – действительно, писатель. И это случилось за десять лет до того, как меня приняли в Союз писателей.
Но даже с публикацией новых моих романов, ближайшее окружение (подруги и старшие родственники) за настоящего писателя меня не держали. И тому причиной были несколько обстоятельств.
а) Гонорар рядовых писателей очень невелик, его, как правило, можно сравнить с заработком за один-два месяца человека любой другой профессией. А у начинающего писателя на роман уходит порой год, а то и больше времени. Поэтому в наше время так много писателей женщин (когда добытчиком средств в семье является муж) или писателей-пенсионеров (получающие свой минимум).
б) В негласной иерархии сочинителей и ныне многие признают писателями только авторов, имеющих корочки серьезного Союзписа.
в) К дополнительным как бы изъянам пишущего относят отсутствие его книг в известных магазинах и в библиотеках.
И даже сейчас, когда вырос удельный вес писателей, публикующих свои книги только в сети, три вышеназванных обстоятельства еще тяготеют над имиджем человека, переходящего в разряд писателей. Но если вы сами уже поверили в свое призвание и в свою состоятельность, то и ваше близкое окружение примет вашу трансформацию как данность.
Дополнительные статьи к теме:
Самозванец или писатель? | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)
Тяготы позднего дебюта | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)
Как создать Литературный автопортрет | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)