Постоянные читатели нашего блога хорошо знают, что такое "выпускное эссе". Для недавно примкнувших напомню: это текст, написанный самим доверителем или доверительницей, в котором они в свободной форме описывают всю историю своей психологической проблемы и выхода из нее с помощью психолога.
Повторюсь, что, по моему опыту, это важный документ. Точнее - очень важный. По сути - путеводитель для конкретного человека по выходу из тяжелой ситуации, причем написанный этим самым конкретным человеком. Ведь никто не гарантирует, что похожая проблема никогда не вернется. И они, бывает, возвращаются, особенно - рекуррентные депрессивные расстройства, имеющие эндогенное происхождение. Да и при тревожных расстройствах эндогенная составляющая, как правило, имеется, а уж ситуативный стимул лишь усугубляет расстройство.
Именно поэтому я всегда настаиваю на написании выпускного эссе, хотя, разумеется, никогда не настаиваю на его опубликовании. Думаю, и первое, и второе совершенно обоснованно. Но эмпатийные люди часто сами просят опубликовать свое эссе, потому что отлично понимают: подобные "свидетельства очевидцев" максимально помогают их товарищам по несчастью, страдающим похожими психологическими расстройствами.
Еще добавлю, что я никогда не правлю тексты своих доверителей, хотя, с их разрешения, вставляю свои комментарии, тщательно отделяя их от "родного" контента.
На этом преамбулу завершаем и приступаем к письму доверительницы (назовем ее, например, Настей).
Но сначала немного ее опишем.
На прием пришла молодая и красивая девушка, умная и с хорошим чувством юмора (всегда проверяю данное свойство, оно - или его отсутствие - о многом говорит). Однако с довольно неприятным анамнезом: эмоциональная нестабильность (мягко говоря, потому что речь шла даже о суицидальных рисках) заставила психиатра назначить серьезные препараты, включая атипичный нейролептик. Мне, кстати, не показалось, что они столь уж необходимы.
Впрочем, во-первых, не дело психолога, даже клинического, назначать или отменять лекарства; во-вторых, я не видел доверительницу на пике эпизодов; а, в-третьих, у меня на приеме она уже находилась под успокаивающим воздействием этих лекарств. Впоследствии мы очень полезно общались с психиатром, ища для нашей общей пациентки/доверительницы оптимальные пути выведения ее в комфортное состояние. Оптимальные - это значит быстрые, но надежные, и при том - с минимально допустимой (конечное решение за психиатром) лекарственной нагрузкой.
Итак, начнем прямое цитирование:
Я пришла с тем, что не могу отпустить прошлые отношения, которые по-честному не приносили мне удовольствия. Каждые два-три года я влюблялась в кого-то и изменяла, потом признавалась в этом, и меня снова и снова прощали, но при том, что отношения длились в общей сложности 11 лет, семьей мы так и не стали.
Тяжело об этом писать, потому что не только плохое было, было масса и хорошего.
... И вот очередная зацепка в июле 21 года - молодой человек, в которого я 5 лет назад влюбилась, а он на тот момент был занят другими делами в силу молодости, извинился (видимо, за какую-то оплошность при прошлой встрече - прим. И.Г.) на дне рождения нашего общего друга. Я сначала не придала этому значения, и вообще мне этот парень (назовем его Петр - прим. И.Г.) на тот момент не нравился, но внутри снова возникло это ощущение - я иду по кругу, и опять сбегаю от длительных и безрезультативных отношений (с тем молодым человеком, назовем его Виктор, с которым Настя общалась на протяжении 11 лет - прим. И.Г.).
В итоге меньше, чем через год, я вышла замуж за этого молодого человека (Петра - прим. И.Г), поняв, что это идеал и сублимация всех тех, кто был до него. Но проблема заключалась в моем неустанном сравнении прошлых очень созависимых (особенно с моей стороны) отношений, идеализация их и, как итог, оторванность от настоящего.
Я часто, вернее даже сказать постоянно, зависала в точках А(прошлое) и С(будущее), вместо нахождения здесь и сейчас в точке В.
Тут ненадолго прервемся, потому что необходим комментарий. И при записи на прием, и на самом приеме Настя жалуется прежде всего на неразрешенность любовных отношений. И запрос у нее был соответствующий - помогите разобраться.
Мне же в глаза бросилось другое. Явное для наметанного глаза тревожное расстройство. Поговорив на эту тему, мы быстро выяснили, что эта тревожность сопутствовала ей всегда, даже в детстве, когда ни Виктора, ни Петра в ее окружении и в помине не было.
А тяжелые сомнения, мучившие ее годами, сильно напоминали обсессии, неприятные навязчивые мысли, характерные для тревожно-депрессивных расстройств. В своем мнении я одинок не был: оказалось, что психиатр, с которой мы сразу созвонились, тоже считала, что моя доверительница страдала от тревожного и невротического расстройств. Невроз, конечно, устаревающий термин, но уж очень хорошо описывал текущее состояние Насти. Например, крайне неприятные соматические явления, сопутствующие вспышкам, также убеждали нас в правильности предположений.
А что же любовь? Она, что, не при чем?
Конечно, при чем :). Просто она была тем ситуативным довеском, который еще более ухудшал клиническую картину, характерную для эндогенного расстройства. Собственно, здесь имелся замкнутый круг (или, корректнее, положительная обратная связь): тревожное расстройство мешало спокойному развитию отношений, а проблемы в отношениях, в свою очередь, подпитывали тревожное расстройство. Это и вызывает невроз.
На втором занятии я, будучи уже убежденным в некоторых предположениях, провел с Настей тесты на тревожность и депрессию (HADS), а также на "невротическую готовность" (Хесс-Хек). Они подтвердили сложившееся мнение.
Госпитальная шкала депрессии не выявила (5 баллов при норме до 7), что и так было ясно: даже в худшие моменты Настя не теряла энергии, была весьма деятельна (хотя деятельность могла носить и разрушительный характер). А вот тревожность мы намерили аж на 14 баллов, при норме, опять-таки, до 7.
И, наконец, по Хесс-Хеку мы получили 31 балл, при норме до 23, что свидетельствовало, если простыми словами, о готовности Настиного мозга "перекидывать" свои психологические проблемы на тело, то есть, соматизировать их.
Но вернемся к Настиному тексту:
У меня было много обращений к психологам и психотерапевтам с разных онлайн-сервисов и по совету. Где-то мне просто говорили "попьешь таблеточки и дальше будешь делать свои глупости", где-то получалось найти поддержку, но девушка ушла с сервиса (психолог, с которым сложился контакт - прим. И.Г.), и у меня не было возможности с ней заниматься.
Последний психолог практиковала техники визуализации прошлого - почему и как я оказалась в этой ситуации, ковыряясь в детстве и меняя чувства. Это были болезненные сеансы, у меня от осознания, почему оно так устроено, и что с этим делать, был ужасный страх жить дальше. Я чуть не развелась со своим нынешним мужем.
Мама, увидев мое состояние, нашла психиатра И.В. и психолога Иосифа Абрамовича. Я доверчива к людям, но здесь выбор пал, наверное, из-за конкретики. На первом сеансе мне сразу объяснил, как работает серотониновая система, что сеансы конечны, что есть техники, которые могут помочь даже в безмедикаментозном лечении. (Насчет объяснения работы серотонинэргической системы за 15 минут - это, конечно, преувеличение. А про психокоррекцию без лекарств и курс, умещающийся, как правило, в 10 занятий - это правда. - Прим. И.Г.).
Мне стало спокойнее.
Процесс лечения проходил очень доверительно, с юмором, я стала больше концентрироваться на том, что меня радует, а что действительно расстраивает, и на сколько. Я, как творческий человек с подвижной психикой, поначалу с трудом применяла техники скорой помощи, но даже само отслеживание триггеров уже помогало мне в текущем (подчеркиваю) моменте.
Были откаты, я ведь успела за время пикового негативного состояния написать своему бывшему, который был готов продолжить отношения.
И опять немного прокомментируем.
Настя говорит о "Дневнике психоэмоционального состояния", сам факт ведения которого облегчает психологический дискомфорт. Плюс безмедикаментозные техники снятия тревоги и психического напряжения. Не буду останавливаться подробно, дам ссылку после статьи. Но легче ей стало действительно быстро, хотя бы от понимания того, что с неприятными состояниями вполне можно совладать, пусть даже не сразу и не полностью.
И еще очень важно - про откаты. Да, бывают ухудшения. Не могут не быть: на эндогенную основу всегда может наложиться что-то ситуативное. Правило в таких случаях одно: в психологически неуравновешенном состоянии никогда не принимайте никаких важных решений. К этому тоже надо привыкнуть.
И опять цитируем первоисточник:
На сессиях мы с И.А. убеждались не раз, что да, было много хорошего, но были ключевые моменты, которые меня не удовлетворяли в прошлых отношениях.
Я стала больше концентрироваться на том, что происходит в моей реальной жизни, решила устроиться на работу с графиком (до этого была фрилансером), знакомиться с людьми и быть более открытой к миру. (Социализация - раз, и подходы позитивной психологии - два, тоже обязательные части курса - прим.И.Г.).
У меня появилось удовольствие от того, где я сейчас, при чем даже когда мне не очень - теперь есть и принятие разных сторон бытия, даже негативные события я могу менять или хотя бы менять свое отношение к ним.
Иначе говоря, я чувствую себя живой, счастливой. Сей-час-тье
***
Однажды перерыв между сессиями был две недели, и у меня произошел откат назад. Сначала, конечно, я расстроилась, растерялась, написала психиатру, Иосиф Абрамович был в курсе, т.к. я подключила его к онлайн-дневнику триггеров.
В итоге, после определенного количества слез и сожалений, я взяла себя в руки, увеличила количество повторений "жемчужин", активно пользовалась техниками скорой помощи. И что вы думаете? Помогло.
Я сначала не поверила, что при наличии инструментов, могу себя вытянуть. Результат был еще лучше, чем в самом начале. Теперь о своих возможностях в отношениях я рассуждала без истерики, а вполне здраво и даже со смехом (раньше такие разговоры приводили к слезам).
Будущее я вижу очень хорошо - сейчас я пройду испытательный срок на работе, приду к выводам, нужно ли оно мне, мы с мужем думаем о новом жилье, хочется тоже принять участие в этом.
Я хочу персональную выставку, это моя мечта, и, так или иначе, собираюсь собрать материал для выставки и продолжить карьеру художника. Мне приятно жить, и я знаю, что с трудностями я могу справляться, что само по себе пребывание на земле - это большое чудо, и время хочется потратить с кайфом.
***
Прошел еще месяц, как я вернулась к эссе. хочу добавить, что здесь и сейчас я абсолютно счастлива, раньше бы я подумала, что такое состояние для меня невозможно, и мне придется страдать всю жизнь или пока я на себя руки не наложу. Оказалось очень даже наоборот - живу и радуюсь, делаю, что хочу.
Я даю согласие на публикацию всего текста с изменением имени.
Вот такое у нас сегодня "выпускное эссе", текст от первого лица.
Читать приятно. Но все же не могу капельку дегтя не подлить: хорошее настроение и хорошая жизнь при эндогенном серотонинэргическом расстройстве требуют ПОСТОЯННОЙ работы над собой. И, да, откаты бывают.
Но человек, однажды прошедший путь из бездны наверх, сумеет в случае необходимости его повторить.
Для любителей цифр скажу, что после восьмого занятия тест HADS дал цифры 5 и 2 балла соотвественно (и тревожность, и депрессия в норме), а Хесс-Хек "опустился" до 14 баллов, полностью войдя в норму. Я даже записал дословно сказанную тогда Настей фразу: "Я это ощущаю физически!".
После 9-го занятия Настя отправилась в свободное плавание, теперь мы будем встречаться один раз в месяц или в два, а потом, надеюсь, раз в полгода, как и всем здоровым людям рекомендую.
Теперь, как обещал, где посмотреть упомянутые выше методики и техники:
Гольман, Иосиф Два взгляда на один невроз. Записки кризисного психолога. / Иосиф Гольман. – Москва: Яуза-каталог; Дримбук, 2022. – 256 с. – (Невроз в большом городе).
Гольман, Иосиф Как улучшить свое психологическое самочувствие в тревожные времена?/ Иосиф Гольман. – Москва: Яуза-каталог; Дримбук, 2023. – 144 с. – (Невроз в большом городе).
Если же с книгами работать неудобно или дороговато, можете найти все эти тексты бесплатно в данном блоге на Дзене.
А на сегодня - все.
И, как обычно, что еще советую посмотреть:
1. Учеба для немолодых людей: знания, стимул жизни и профилактика деменции
2. "Зачем жить пожилому человеку?" Пять причин - и все главные
3. "Измена - тяжкое испытание для семьи"
4. "Тревожное расстройство. Почему иногда так плохо, когда вроде бы все хорошо?"
5. Истории из кабинета-1. "После сорока ничего хорошего в жизни буже нет"
6. Истории из кабинета-2. Тревожное расстройство как мина замедленного действия. Нужно разминировать
Вопросы по тел./вотсап +7 9032605593
В оформлении заметки использована работа художника В.И. Рассыпнова "Крым. Горы" из коллекции галереи "Арт-Гнездо".
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психологических проблемах, психических заболеваниях и людях, ими страдающих.