Цель страхования — снизить различные риски страхователей. Страховым спором называется ситуация, вызванная разногласиями по исполнению условий страхового договора. Законом № 4015-1-ФЗ определены 20 видов услуг, на которые выдаются лицензии. Чаще всего разногласия возникают по полисам ОСАГО, так как этот вид страхования обязательный. Иногда страховые компании отказываются выплачивать компенсации, занижают суммы выплат. Так как в штате крупных компаний имеются юридические отделы с юристами, имеющими практику и нацеленные на защиту интересов страховых компаний, то обычному автовладельцу без юридического образования очень сложно отстаивать свои права при страховом споре. В свою очередь практика судов свидетельствует, что самостоятельно решить конфликты со страховщиками чаще всего невозможно, поэтому лучше всего обратиться за помощью к автоюристам.
Виды страховых споров
Законодательством определены 2 вида страхования: обязательное (государственное, медицинское, социальное, пенсионное, ОСАГО) и добровольное. Добровольно граждане страхуют жизнь, здоровье, трудоспособность, имущество, кредиты, инвестиции.
Виды страховых споров:
• отказ в выплате компенсации;
• задержка выплаты;
• снижение суммы компенсации;
• расторжение договора страховой компанией;
• отказ в принятии документов для оформления страхового случая;
• затягивание рассмотрения заявления;
• определение страхового случая как не страхового;
• банкротство страховой компании.
Основная задача страховщиков — всесторонняя оценка конкретной ситуации, позволяющая точно определить размер ущерба. Цель занижения выплат — снизить издержки, увеличить прибыль.
Основания для отказа в выплате страхового возмещения
• нарушен срок подачи уведомления о наступлении страхового случая (при наличии уважительной причины решение можно обжаловать);
• предоставлен неполный пакет документации;
• страхователем не соблюдены условия договора;
• имущество повреждено из-за неосторожности или умышленно;
• конкретный случай не является страховым;
• вовремя не приняты меры, позволяющие снизить убытки;
• ремонт проведен до оценки ущерба экспертами.
Важно! В каждом пункте имеются оговорки, законность отказа требует предоставления суду доказательств. При наличии правовой помощи страхователь может легко доказать незаконность.
Процедура решения страховых споров
С 28.11.2019 года при отказе в выплате компенсации страхователь вправе обратиться к омбудсмену независимо от вида страховки. Сначала страховщику направляется претензия, при отказе или отсутствии ответа в течение 15 дней подается жалоба. Срок рассмотрения 15 дней.
Дополнительно можно:
• написать статью в СМИ (страховые компании не любят антирекламу);
• подать жалобу в Ассоциацию страхователей (лучше всего опубликовать на сайте);
• подать жалобу в Страхнадзор, Госфинуслуги, Центробанк.
Страховая отказала в выплате, что делать
Каждый страхователь решает самостоятельно. В сложной ситуации требуется помощь профильного юриста, таковым является автоюрист.
Иногда достаточно бесплатной консультации, а иногда автоюристу стоит доверить:
• оценку законности принятого страховщиком решения;
• проведение независимой экспертизы;
• составление судебного иска;
• представление интересов в суде;
• обжалование неудовлетворительного решения первой инстанции;
Независимо от вида страховки важное значение имеет заключение аккредитованного эксперта. Оно в большинстве ситуаций учитывается как одно из самых важных доказательств не только судами. После проведения независимой экспертизы увеличивается вероятность решения спора в досудебном порядке.
Причины отказа страховой компании в выплате возмещения
• спор возник из-за невнимательности сотрудника страховой компании;
• права нарушены из-за некомпетентности агента;
• в страховой компании нестабильная финансовая ситуация, проводится проверка, меняется собственник;
• руководство щепетильно относится к репутации;
• страховщик убежден в серьезности намерения страхователя.
Как оспорить отказ страховой компании
Если отказ связан с несоблюдением срока уведомления, можно подавать претензию, жалобы, заявлять о намерении обратиться в суд. При задержке выплаты тоже можно подавать все возможные жалобы, приложить копию договора и других собранных документов. Текст должен быть детальный, со ссылками на отдельные пункты договора. При верном подходе страховщик выплатит компенсацию, чтобы избежать проверки контролирующих органов.
Если отказ получен в связи с небрежностью, повлекшей за собой увеличение размера ущерба, подается заявление о пересмотре выводов инспектора ГИБДД. При несогласии с оценкой степени износа необходимо провести дополнительную независимую экспертизу, подать страховщику претензию. Если случай признается не страховым на основе трасологической экспертизы, страхователь уверен, что выводы эксперта неверные, проводится дополнительное исследование и подается судебный иск.
При необходимости идти в суд важно учесть, что юристы страховой компании будут отстаивать свои интересы всеми доступными способами. Правовая помощь крайне желательна, причем не всегда можно ограничиться консультацией. Необходимо верно определить инстанцию для подачи иска, собрать максимальное количество документов, правильно составить исковое заявление.
Юридическая помощь автоюриста
Страховым компаниям известно, что для решения страховых споров в суды обращаются лишь 10% страхователей. Иногда это позволяет нарушать интересы клиентов без отрицательных последствий. Решение этого вида споров требует проведения комплекса юридических мероприятий. Грамотный автоюрист может достичь положительного результата без обращения в суд. Если результат все же отрицательный, требуется грамотный, информативный иск, содержащий ссылки на законодательные акты.
Самостоятельно решить страховые споры сложно из-за тщательной проработки нюансов опытными юристами страховых компаний. Статистика свидетельствует, что результат во многом зависит от квалификации юриста страхователя. Важно, чтобы ему были известны все актуальные изменения законодательства.
Идеально, если автоюриста привлечь при возникновении спора, важно вовремя получить квалифицированную юридическую консультацию, провести анализ документации, правильно вести себя на досудебных переговорах. Риск отрицательного решения суда снижается при наличии сопровождения квалифицированными автоюристами.
Куда обращаться за юридической консультацией по страховому спору
Если произошло ДТП, а страховая компания затягивает выплату или отказывает в страховом возмещении, то нужно обратиться за бесплатной юридической консультацией к автоюристам. Можно обратиться в узкоспециализированную юридическую компанию по защите прав автовладельцев, например, в компанию Автоюрист.рф, юристы которой на бесплатной юридической консультации дадут правовую оценку ситуации, предложат возможные варианты решения данной проблемы и при необходимости представят интересы в суде с безлимитным количеством судебных заседаний, вплоть до вынесения решения.