По просьбам читателей продолжаю их знакомить с немецкими генералами, которые нашли свою могилу на нашей земле в 1942 году. Собственно, эта информация много где растиражирована, так что ничего особо нового не сообщу. Но хочу заметить, что я проверил все фамилии, даты и должности и кое-что уточнил.
Первой потерей этого года стал командир 339-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Георг Гевелке (Georg Hewelke). Он 18-го января умер от инфаркта. Бывает и такое.
В ночь на 21-е марта корабли Черноморского флота «Парижская Коммуна» и лидер «Ташкент», из Феодосийского залива обстреливали немецкие войска. Досталось 46-й пехотной дивизии, был тяжело ранен и комдив — генерал-лейтенант Курт Гимер (Kurt Himer). Ему даже ногу отрезали врачи, но не помогло, генерал умер 4-го апреля.
22-го марта на деревню Михайловка (это на Харьковщине) совершали налёт наши самолёты. Погиб командир 294-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Отто Габке (Otto Leopold Heinrich Gabcke). Слава сталинским соколам, что тут ещё добавить.
23-го марта погиб руководитель «Айнзатцгруппы А», начальник полиции порядка и службы безопасности Рейхскомиссариата «Остланд» бригадефюрер и генерал-майор полиции СС Вальтер Шталекер (Franz Walter Stahlecker). По поводу его гибели версий много, по основной он был тяжело ранен в районе Гатчина (тогда Красногвардейск), при столкновении с партизанами. По дороге в госпиталь скончался. Учитывая его «подвиги» в карательной деятельности, партизан хочется лишь поздравить. Кстати, версия, что в районе Гатчины не могло быть партизан, которая тиражируется про это случай, не заслуживает внимания. Партизанские отряды в том районе ходили. В Ленинградской области, партизанские отряды вообще постоянно ходили через линию фронта и обратно, и немцы могли как раз охотиться на них именно в такие моменты.
14-го апреля 1942 года командир 31-й пехотной дивизии генерал-майор Герхард Бертольд (Gerhard Berthold) решил лично руководить атакой (или, скорее, наблюдать за атакой) своих частей у Зайцевой горы на шоссе Юхнов – Рославль. За что и получил.
28-го апреля в Парккина (это далеко на севере, то ли в Финляндии, то ли в Норвегии) застрелился командир 127-го артиллерийского командования генерал-майор Фридрих Каммель (Friedrich Kammel). Причины неизвестны, может совесть замучила?
12-го мая в районе Харькова был сбит немецкий транспортный самолёт Ju.52. В числе пассажиров был командир 6-й строительной бригады Люфтваффе генерал-майор Вальтер Хеллинг (Walter Heling). Видимо, он погиб, хотя есть версия, что мог и выжить, и попасть в плен.
12-го июля начальник штаба 4-й танковой армии генерал-майор Юлиус фон Бернут (Julius Hans Camillo Friedrich Leo Ludwig von Bernuth) на самолёте Fi.156 вылетел в штаб 40-го танкового корпуса. Самолёт пропал и был найден через два дня. Предполагают, что самолёт совершил вынужденную посадку, пилот и генерал были убиты в перестрелке.
22-го августа погиб командир 129-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Стефан Риттау (Stephan Rittau). Отправился на рекогносцировку (дело было на северо-западной верхушке Ржевского выступа), но кто-то из артиллеристов 22-й армии послал точно снаряд… и одним генералов в Вермахте стало меньше. Слава советским артиллеристам.
26-го августа ещё один генерал Вермахта неудачно съездил на передовую. Командир 23-й танковой дивизии генерал-майор Эрвин Мак (Erwin Mack) выехал наблюдать, как его части держат оборону южнее Урвани. Одна миномётная мина уничтожила сразу несколько офицеров штаба. Увидеть Кавказ и умереть. Ну хоть успел увидеть, а наш Кавказ того достоин.
27-го августа совершенно неизвестно как погиб начальник медицинской службы 14-го танкового корпуса генерал медицинской службы доктор Вальтер Ханшпах (Walter Hanspach). Учитывая, что в эти дни корпус вёл тяжелейшие бои в районе Сталинграда почти в окружении, потери и должны были быть у всех, даже среди медиков
6-го сентября на дороге из станицы Ключевая в станицу Саратовскую, устроила засаду наша разведывательно-диверсионная группа. Попался им автомобиль с командиром 198-й пехотной дивизии генерал-лейтенантом Альбертом Буком (Albert Buck) и его начальником штаба. Ну и дальше всё как в кино про партизан, бросили гранату и генерал погиб.
8-го сентября погиб ещё один медицинский генерал из 40-го танкового корпуса доктор Шолль (Otto Thomas Scholl) и тоже нет данных о том, как это произошло. Тоже увидел Кавказ и решил, что хватит.
23-го сентября неизвестно как погиб в районе Сталинграда командир 144-го артиллерийского командования генерал-майор Ульрих Шютце (Ulrich Schutze). Надо сказать, что бои на тот момент шли тяжёлые, наши войска наступали, артиллерия наша била и лётчики свою работу делали.
3-го октября под огонь советской артиллерии попал командир 24-го танкового корпуса, генерале Виллибальде Лангерманне унд Эрленкампе (Willibald Freiherr von Langermann und Erlencamp). Его части только за день до этого закончили отражать мощнейшие советское наступление, войска Донского фронта перешли к обороне, но генерал не успел порадоваться успеху.
5-го октября командир 96-й пехотной дивизии, генерал-лейтенант барон Иохим фон Шлейниц (Joachim Frhr von Schleinitz), возвращался из штаба корпуса и попал в аварию. Дело было ночью, а дороги у нас, сами знаете.
23-го ноября в ходе советского наступления под Сталинградом пропал без вести в районе станции Чир начальник пересыльного лагеря для военнопленных №151 генерал-майор Рудольф Моравец (Rudolf Morawetz).
22-го декабря в районе станицы Боковская, при попытке вырваться из окружения, погиб командир 62-й пехотной дивизии генерал-майор Рихард-Генрих фон Ройсс (Richard-Heinrich von Reuss).
В тот же день, но уже в районе Воронежа, от сердечного приступа умер командир 323-й пехотной дивизии генерал-майор Виктор Кох (Viktor Koch).
Ну и совсем под конец года, 29-го декабря покончил жизнь самоубийством корпусной врач 29-го армейского корпуса генерал медицинской службы доктор Йозеф Эбберт (Josef Ebbert). Как-то бросается в глаза, что много врачей с генеральскими погонами погибало. Может от сознания, что не тем делом занимались?
Вот так за год Вермахт лишился ещё двух десятков генералов. В данном случае эта те некрологи, горевать над которым точно нет желания.