Найти тему
Живописные истории

Музыкальный театр в Париже художника Жана-Антуана Ватто | Часть 4

Предыдущая часть:

Первая часть:

Comédie Italienne (Театр итальянской комедии)

Дивертисменты пьес Данкура отражают влияние Comédie Italienne, парижской труппы сommedia dell'arte (итальянской комедии масок), обосновавшейся во Франции в середине XVII в.

Жан-Антуан Ватто "Итальянские комедианты"
Жан-Антуан Ватто "Итальянские комедианты"

В итальянской труппе были персонажи, давно почитаемые в их родной стране: Арлекин с его ромбовидными нашивками, чёрной маской и фарсом; старый доктор в академической мантии; и Scaramouche, одетый в чёрное с чёрным беретом и белым воротником.

Mezzetin, одетый в красный или полосатый костюм, позже ставший популярным и во Франции; Пьеро в белом французском крестьянском костюме и с воротником был более позднего происхождения, возможно, имел французское происхождение.

Арлекин, Пьеро, Меццетино и Скарамуш, как и французский Криспен, были персонажами-слугами, часто помогающими и подстрекающими молодых любовников против родителей или опекунов.

Предшественники «Фигаро» Бомарше, эти персонажи представляли триумф простого обывателя над авторитарным контролем.

В Comédie Italienne, а затем в Opéra и Comédie Française этим персонажам иногда давали женщин-двойников в качестве партнеров по танцам, одетых в платья, сделанные из той же ткани, что и костюмы их партнеров; центральный женский персонаж у Ватто "Les Plaisirs du bal" носит мерцающие полосы Меццетен.

Жан-Антуан Ватто "Удовольствия Бала"
Жан-Антуан Ватто "Удовольствия Бала"

В 1690-х годах Итальянский театр начал включать зрелищные дивертисменты, дополненные сложными декорациями и механизмами, в дополнение к традиционной акробатике, ходьбе по канату и фокусам.

Некоторые из наиболее важных авторов итальянской комедии, такие как Жан-Франсуа Реньяр и Шарль Ривьер Дюфрени, также были музыкантами, написавшими оригинальные песни для многих своих пьес; оба этих драматурга также писали и для «Комеди Франсез».

Аранжировки и дополнительные декорации были сделаны таким композитором, как Жиллье, который помимо своей работы в Comédie Française сотрудничал и с итальянцами, а также несколькими итальянскими композиторами, живущими в Париже.

Пьесы были написаны на французском языке, на итальянском были только импровизационные сцены, а дивертисменты включали как французские шансоны, так и итальянские арии.

Французские песни были основаны на недавно сочиненных произведениях, а также на репертуаре водевилей, в то время как итальянские арии, иногда довольно сложные, могли быть взяты из современных итальянских опер.

Многие итальянские актеры, в отличие от актеров Комеди Франсез, были искусными музыкантами.

В труппе также работала canterina, певица, специализирующаяся на музыкальных номерах.

-3

Статус итальянской комедии как музыкального театра открыл путь к славе Меццетен (самым знаменитым из которых был сыгранный Анджело Костантини), персонаж-слуга, обладающий отличными музыкальными способностями.

Певец и гитарист-лютнист Костантини был руководителем музыкальных дивертисментов труппы в 1690-х годах. Будучи известным нарушителем спокойствия, он был вынужден покинул Францию в 1697 году и не возвращался туда до 1729 года.

Согласно красочному, но сомнительному отчёту о его приключениях, написанному Эваристо Герарди (руководителем труппы) Костантини получил патент от короля Польши для организации развлечений в Дрездене.

Застигнутый королем за приставанием к королевской фаворитке, несчастный актер был арестован и заключен на двадцать лет в тюрьму замка Königstein.

Во время его отсутствия во Франции роль Меццетен стала одной из самых популярных в ярмарочных театрах.

Согласно современным исследованиям, «Меццетен» Ватто и его изображения других итальянских актеров, вероятно, следует рассматривать не как буквальные портреты Костантини или любого другого актера, а как результат практики художника одевать своих моделей и друзей в театральные костюмы.

Жан-Антуан Ватто «Меццетен»
Жан-Антуан Ватто «Меццетен»

Comédie Italienne какое-то время косвенно высмеивала короля с помощью пародий (особенно оперных) на героические роли, связанные с королевской пропагандой.

В 1697 году труппа была изгнана Людовиком XIV, вероятно, сразу же за сатиру на государственных чиновников и, возможно, даже на мадам де Ментенон.

Изгнание труппы совпало с повальным увлечением итальянизмом во Франции, как признаком последней моды, так и, вероятно, как способом выразить отвращение к режиму Людовика XIV, когда он вступил в свою мрачную заключительную фазу.

Хотя некоторые источники указывают на то, что энтузиазм придворной аристократии по отношению к итальянской труппе ослаб в 1690-х годах, якобы из-за их популярности среди буржуазии, ностальгия по труппе и их непочтительным выходкам, по-видимому, мотивировала высший класс парижской элиты в начале XVIII века.

Члены этого общества надевали итальянские костюмы для портретов, частных спектаклей и костюмированных балов, и публика, включающая все социальные классы, стекалась на развлечения ярмарок, чтобы насладиться французскими и итальянскими актерами в любимых ролях Пьеро, Меццетена, Арлекина, и Скарамуша.

Продолжение: