Александра Михайловна Колонтай - советская революционерка и Посол с легкостью влюбляла в себя мужчин, чем вызывала ненависть у женщин. Она отклоняла предложения руки и сердца от высокопоставленных чиновников, была знакома с российским императором и принимала у себя европейских принцев. К ее словам прислушивался Ленин, ей покровительствовал Сталин. Несмотря на то , что с детства Коллонтай привыкла к изысканной еде, дорогой одежде и бриллиантам, она отчаянно боролась с буржуазией, однако к старости вернулась к роскошному образу жизни. Любимым днем года у Александры Коллонтай было 8 Марта. Это был ее личный праздник — вместе с соратницами она стала отмечать его, как день борьбы за права женщин.
Александра родилась в семье полковника Генерального штаба Михаила Домонтовича, выходца из старинного дворянского рода. С самого детства у нее было все, что полагается генеральской дочери: отдельная комната, няня-англичанка, шкаф с дорогими платьями, огромная библиотека и лучшие учителя, на которых отец не жалел денег. С детства она в совершенстве владела четырьмя иностранными языками. Родители были уверены, что будущее их дочери вполне определено: балы, удачное замужество, поездки в усадьбу и за границу. Но жизнь Александры сложилась иначе. Брак с троюродным братом Владимиром Коллонтай был вызовом обществу: дочь генерала Шура Домонтович должна была стать женой императорского адъютанта, а не бедного инженера. Позже она напишет, что ее тяготит исполнение супружеских обязанностей. Она хотела видеть в любимом мужчине соратника. В браке с ним Александра родила сына Михаила. Несмотря на сильные чувства к супругу, Александра вскоре поняла, что тихая семейная жизнь не для нее. Она завела роман с близким другом мужа, офицером Александром Саткевичем, однако и он ей вскоре надоел. После нескольких лет брака, оставив маленького сына на попечение родителей и мужа, Коллонтай уехала в Европу. На деньги, которые ей присылал отец, Коллонтай исколесила Европу, побывала в Италии, Франции, Финляндии, Швейцарии. Ее всегда окружали поклонники. В 1914 году началась Первая мировая война и Александру пригласили читать лекции в США. Чтобы спасти своего 20-летнего сына от призыва на фронт, она решила увезти его за океан. Ее выступления произвели фурор, за короткое время революционерка объездила 123 города.
Спустя несколько лет Коллонтай вернулась в Петербург, где впервые встретилась с Владимиром Лениным. Она приветствовала революцию 1905 года, после чего вновь эмигрировала из-за угрозы ареста. В Европе продолжила строить политическую карьеру: была делегатом на социалистических конференциях в Штутгарте, Копенгагене и Базеле. Она поддержала позицию большевиков о необходимости гражданской войны, направленной против правительств воюющих держав, что еще больше сплотило ее с Лениным, и в 1915 году Коллонтай окончательно присоединилась к большевикам.
Через некоторое время Коллонтай вернулась на родину. Элегантная, яркая, она считалась одним из лучших большевистских ораторов и с головой окунулась в отношения с экономистом Петром Масловым. Тот был женат, и когда Александра, устав от взаимного адюльтера, умчалась во Францию, он со всем семейством приехал за ней, но опоздал. В Париже Коллонтай сошлась с революционером Александром Шляпниковым, но и тут чувства быстро остыли. А вскоре на горизонте замаячил бывший грузчик, матрос, революционер Павел Дыбенко. Коллонтай была старше Дыбенко на 17 лет, что вполне соответствовало духу феминистского движения: молодой мужчина рядом - признак востребованности дамы. Хотя последний возлюбленный Колонтай, французский коммунист Марсель Боди, был моложе нее на 21 год. Роман с Дыбенко был огненным. Коллонтай, побросав дела, мчалась из Москвы на Украину к Павлу. Чтобы спасти возлюбленного, арестованного после сдачи Нарвы, она заключила с ним первый в истории Советов гражданский брак, узаконенный властью, а не церковью. Александра призывала соотечественниц быть выше «мещанских предрассудков» и не унижаться до ревности. Но совладать с собственными чувствами не могла и уличив Пашу в очередной измене, порвала с ним. После этого Дыбенко сымитировал самоубийство, однако скоро опомнился.
Расставшись с неверным мужем, Коллонтай попросила Сталина отправить ее за границу на дипломатическую должность. Местом службы была назначена Норвегия, а затем Швеция. Дорогие украшения Коллонтай носила не всегда, иногда предпочитала бижутерию. Однажды ее пригласил на встречу младший брат короля Швеции, принц Евгений. Перед этим она заехала в магазин «Темпо», где любая вещь стоила одну крону. Она выбрала брошь с хрустальными камешками. Сопровождавшая ее Зоя Воскресенская упрекнула Александру, что к принцу в таких «драгоценностях» приходить не дозволяется. Однако, Колонтай одела брошь, рассчитывая, что никто это не определит. « Все подумают, что это бриллиант, потому не смогут даже предположить, что такая дама, как я, может носить стекляшки", ответила она.
После революции 1917 года большевики занялись переустройством всего общества — в том числе семейных отношений. В развитие «новой половой морали» внесла вклад Александра Коллонтай, которая способствовала принятию законов, облегчающие жизнь женщин. В положении о браке: было закреплено равенство между супругами, а также между детьми, рожденными в браке и вне брака. Отныне женщины имели полное право на развод, и в случае просьбы одного из супругов им занимался суд, а не церковь.
Воплощением новой морали должна была стать «холостая женщина», внешне независимая и внутренне самостоятельная». Такая женщина могла искать партнера пока не находила подходящего ей мужчину, и рожать детей вне зависимости от своего семейного статуса. Идеалом отношений Коллонтай считала моногамный брак, но допускала и другие формы любовной связи между мужчиной и женщиной. Например, «эротическую дружбу» или «любовь-игру», когда общение партнеров основывается на симпатии и взаимоуважении, а не на страсти, из-за которой они не могут жить друг без друга.
Коллонтай приписывают теорию, связанную с сексом, согласно которой любви не существует, а вступить в интимную близость должно быть так же просто, как выпить стакан воды. Однако, впервые теория «стакана воды» упомянута французской писательницей Жорж Санд. «Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит», - заявила застрельщица идеи, в постели которой отметились десятки видных деятелей XIX века. Байку в отношении Александры Михайловны запустили белогвардейцы в период Гражданской войны. Яркая, решительная фигура в правительстве молодого государства постоянно попадала под прицел оппонентов. К тому же на слуху были ее работы «Дорогу крылатому Эросу!» и «Любовь трудовых пчел». Но «свобода отношений» в представлении революционерки подразумевала лишь равноправие в браке.
После революции она стала самой известной женщиной в стране, едва ли не единственной, кто позволял себе спорить и не соглашаться с Лениным. В конце 1917 года она подписала постановление об охране материнства и младенчества. При ее участии подготовили проекты декретов о расторжении брака и о гражданском браке, в законодательстве закрепили отпуска по беременности и родам, создали систему яслей и детских садов.
Будучи дипломатом, она выполняла личные поручения советского лидера Иосифа Сталина, вела секретные переговоры. Так, ей удалось удержать условно нейтральную Швецию от вступления в войну на стороне Германии. Однако, ее главным достижением на посту считается победа на переговорах по выводу из войны Финляндии, воевавшей вместе с немцами. Не помешало ей и то, что эти переговоры она вела, уже, будучи прикованной к инвалидному креслу. Коллонтай добилась выхода из войны Финляндии, занимавшей сторону Германии, оказав давление на правительство страны через промышленников. Зная, кто из бизнесменов может воздействовать на власти, она по согласованию с Москвой организовала бомбардировки их заводов, тем самым побуждая идти на переговоры. Как сказал один из промышленников: «У Коллонтай великая сила убеждения, но сила убеждения Советской Армии не терпит возражений».
В Италии утверждали, что Коллонтай была членом общества нудистов. Для этого использовали фальшивку - фотомонтаж - нудисты на Красной площади. Публикация вышла в период становления фашистской диктатуры в Италии.
Популярный миф - ее связь с Лениным. Слухи об этом сохранились даже в материалах французской разведки режима Виши 1940-х годов. В них женщина-нарком названа «гражданской женой» Ильича. На самом деле амурных похождений у вождя революции с Александрой Михайловной не было. В наркомы «мадам» выдвинули благодаря исключительно ее активности в рядах большевиков.
Выступая проповедником новых семейных отношений, сама Александра Михайловна была не слишком удачлива в личной жизни. Александра Михайловна оставила семью, когда сын Миша был ребенком. В ее письмах чувствуется очень сильная любовь, но иначе она не смогла бы посвятить себя революции. Михаил, повзрослев, все понял. У них были нормальные отношения. Обращались друг к другу на «вы» - с уважением. Правда, в конце жизни, когда после инсульта Александру Колонтай разбил паралич, сын был далеко. Она сама так хотела. Ей было за 70. «Я не была с ним, когда это было нужно ему, и я не могу требовать, чтобы он был рядом со мной, когда это нужно мне. В годы Второй мировой войны на Александру Коллонтай не раз совершали покушения и пытались ее подставить. В недрах контрразведки фашистской Германии был составлен документ, свидетельствующий, что французский агент завербовал нашего посла. Фальшивку предъявили Сталину, но тот без лишних слов отправил ее в архив.
В 1945 году уже пожилая Александра Михайловна была вынуждена вернуться в Москву из-за болезни. Она не была дома около 20 лет. Вернувшись на родину, она продолжила работать в Центральном аппарате МИД. Не дожив трех дней до своего 80-летия, первая советская женщина-Посол умерла. О ее смерти сообщила всего одна газета, напечатавшая не более 30 строк некролога, подписанного бывшими соратниками.
Не забудьте поставить лайк и подписаться, чтобы прочитать интересные истории из жизни.