Найти тему
myfin.by

«Рынок коммерческой недвижимости ожил». Эксперт рассказал, какие бизнес-центры и ТРЦ сегодня интересуют инвесторов

«Сейчас примерно половина звонков на аренду, половина – на покупку»– Сейчас мы предлагаем к реализации более 600 объектов. Только мой брокеридж – это около 700 тыс. кв. м, – говорит Андрей Смолка. – И это дает понимание того, как живет рынок коммерческой недвижимости. Он ожил. Звонков прибавилось, заявки стали более увесистые. До марта из усредненной десятки звонков девять было на аренду, один – на покупку. Но, начиная с весны, рынок выровнял пропорцию: сейчас примерно половина звонков на аренду, половина – на покупку. Бизнес увидел перспективу.Целевой интерес к коммерческой недвижимости Андрей Смолка определяет в виде такой пропорции: 80% покупателей арендного бизнеса, 20% – для своих нужд.Говоря о поисках потенциальных покупателей, агент отмечает, что, прежде всего, работает с проверенными клиентами-миллионерами (что логично, если на продажу выставляются объекты в том числе на 1 тыс. кв. м с ценой одного квадрата – 1000$), пул которых продолжает пополняться.– У нас сформировался свой круг ценных клиентов, которые постоянно в поиске хороших объектов для инвестиций. Стали чаще появляться компании и бизнесмены, которые хотят выйти из аренды и переехать на свои площади. Кроме белорусских предпринимателей, отмечу активность бизнеса из России и ОАЭ. А также вижу, что бизнесмены из Израиля проявляют интерес к инвестициям в недвижимость нашего рынка.При этом Андрей Смолка признается, что хотелось бы видеть в сегменте белорусской офисной недвижимости побольше игроков-миллиардеров: для них есть достойные объекты.Средний цикл сделки по продаже целых БЦ и ТРЦ– Цикл сделки может быть коротким – около недели. Так бывает, когда все критерии отлично сложились: локация, характеристики самого помещения, цена. Стандартный цикл – около месяца, когда все оговаривают условия, подключают банки, лизинговые компании, юристы притираются друг к другу, выстраивая модель сделки, и все идут к общей цели не спеша, – продолжает Андрей Смолка. – Есть еще то, что я называю «философский цикл», – около года, когда обе стороны набрали обязательств друг перед другом. Здесь все либо может закончиться быстрее заявленного времени, либо затянется на неопределенный срок, либо сделка может и не пройти, в итоге будут потрепаны нервы сторон и потеряны деньги.В таких ситуациях, добавляет Андрей Смолка, агент недвижимости выступает еще и в роли медиатора, он должен видеть весь круг людей, которые влияют на сделку, и понимать их психотипы.Что известно о ТРЦ Arena City?Здание Arena City на проспекте Победителей построила в 2013 году компания «Трайпл», основанная Юрием Чижом. Стройку финансировал Белагропромбанк, которому объект и достался де-юре в 2016 году. Фактически же торговым центром управляла компания «Простор-Трейд», подконтрольная семье бизнесмена. Фото: foto-planeta.comВ 2019 году ТРЦ перешел под управление компании «Парагис». В то же время крупный гипермаркет ProStore на первом этаже Arena City сменил Green. Пришли и другие новые арендаторы.В марте 2022 года Белагропромбанк передал ТРЦ в доверительное управление «А-Сити» (ее учредитель – компания «Агролизинг»). Заявлено, что площадка заполнена арендаторами на 95%.Андрей Смолка считает, что потенциал ТРЦ Arena City еще не раскрыт полностью. Поэтому кандидаты на покупку при осмотре обдумывают концепцию общего пространства. И, конечно, анализируют цену. Ведь владелец готов торговаться.– GLA (арендопригодная площадь) может быть значительно расширена за счет широких коридоров и, вероятно, части парковки. Сама концепция работы ТРЦ тоже требует перестройки. После чего на ее основе стоит обновить и стратегию маркетинга. Тогда арендатор сможет больше зарабатывать на трафике. А если будет доволен он, то и собственник улучшит финансовый поток от всего объекта, – заключает агент.