Ильдар всегда мечтал иметь свой дом. И в конце 90х годов он приобрел земельный участок с маленьким домиком. Он его снес, и построил крошечный домик с одной комнаткой в 17 кв.м., затем сделал пристрой в 49 кв.м. В такой дом и жену привести не стыдно.
Айгуль вышла замуж за Ильдара по любви. Вскоре на свет появились дети: сын и дочка. Дом они продолжали строить и увеличивать. За 10 лет площадь дома стала 169 кв.м.
У каждого члена семьи была своя комната. Айгуль с удовольствием украшала дом: вешала симпатичные занавески, подбирала украшения. Думала всю жизнь прожить рядом с любимым мужем.
Ильдар был заботливым отцом, но вот с Айгуль у них все было не ладно. То ли потому, что другая прекрасная девушка строила красивые глазки, и оказалась весьма благосклонной к Ильдару. Он совсем потерял голову.
Айгуль неверность мужа даже не заподозрила. «Добрые» люди доложили.
- Ильдар, ты крутишь за моей спиной романы?
- Да, я полюби другую, - не стал отпираться неверный муж. – И ты должна отселиться.
- Куда я отселюсь?
- Я тебе и детям купою дом с участком.
Ильдар купил дом, выделив по ¼ доли детям, и ½ Айгуль.
Переехала женщина, подали они с мужем на развод. Много плакала Айгуль, представляя как в уютном доме, украшенном ее руками, построенным в браке, хозяйничает другая женщина. Эта мысль отравляла ей сны ночью, портило настроение утром.
Она решила сходить к юристу:
- Можно ли получить долю в доме? едь строили вместе. Есть все копии документов.
Юрист посмотрел все документы:
- Да, модно получить долю в доме. Ведь до брака было всего 17 кв.м., в браке дом «вырос» до 169 кв.м. Следовательно, существенные улучшения внесены. От них можно получить половину.
- Идем в суд,- решительно сказала Айгуль. Иск о выделении половины в старом доме был подан.
Иск поступил. Ильдар сразу примчался к бывшей супруге:
- Айгуль, я вам дом купил, деньгами помогаю, а ты на мой дом претендуешь.
- Да я в тот дом вложила половину души, каждый гвоздик, каждый шкафчик продумывала, чтобы другая пользовалась? Нет, пускай мне хоть немного отойдет.
Ильдар подал встречный иск:
- Дом у бывшей жены приобретен в браке. детям по ¼, а вот у нее – ½. Прошу выделить в доле жены половину, и закрепить за мной ¼ часть в том доме.
В суде Айгуль заявляла:
- Лично мне ничего не надо, может даже алименты не платить и переписать за это долю не на меня, а на детей.
Ильдар, конечно, не соглашался.
Суд первой инстанции рассмотрел все, и иск Ильдара удовлетворил полностью. Иск же Айгуль – частично. Из общей доли выделил дом, который был до брака – 17 кв.м., а остальное пополам. И признал за Ильдаром 63/100 доли, а за Айгуль 37/100.
Но Айгуль не согласилась с решением. Она же хотела половину в доме мужа, а свою отдавать не хотела, и обжаловала в апелляционный суд.
Решение апелляционного суда удивило адвокатов Ильдара: решение в части старого дома было изменено. И дом, со всеми надворными постройками был разделен с Айгуль пополам.
Ильдар с этим не согласился. Дело дошло до Верховного суда.
Что же сказал суд?
Апелляционная инстанция не права. Во-первых, делить надворные постройки никто не просил. С чего это суд сам по себе их поделил – непонятно. Во-вторых, личное добрачное имущество – строение в 17 кв.м., не учтено судом. И раздел пополам прямо нарушает права Ильдара.
Признав спорный жилой дом на основании ст. 37 СК РФ совместной собственностью сторон, при его разделе в равных долях суд апелляционной инстанции не учел, что положения указанной статьи не регулируют порядок определения долей сторон при разделе имущества и не исключают возможность учета личных средств супруга, вложенных в создание объекта совместной собственности. Суд апелляционной инстанции не учел, что неотделимая часть данного недвижимого имущества (блок А) приобретена Ильдаром … до брака, то есть является его личной собственностью
Так что решение в части изменения решения первой инстанции суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в этой части.
Определение судебной коллегии Верховного суда № 49-КГ19-51 от 03.12.2019
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.