Найти тему

Импортозамещение в рейтингах

Импортозамещение в рейтингах

Дмитрий Калинин, эксперт по образовательным рейтингам Новосибирского государственного университета экономики и управления @nsuem_nsk специально для «Научно-образовательной политики»:

Лето – горячее время для всех вузов. Тысячи абитуриентов делают свой выбор, причем этот выбор не всегда происходит в условиях достаточного количества информации об учебных заведениях и о том, к каким профессиям там готовят.

Среди мотиваторов, позволяющих совершить выбор вуза, рейтинги занимают достаточно скромное место. К их данным прислушиваются только 15-20% будущих студентов. Среди родителей абитуриентов эта доля, бесспорно, выше. Относительно невысокая доля абитуриентов, прислушивающихся к рейтингам, может объясняться архетипированным общественным недоверием к рейтингам. Сложность рейтинговых методик, непрозрачность систем сбора данных, противоречивость заполняемых вузом форм только усугубляют такое недоверие.

Тем не менее, тенденция к «рейтингомании» никуда не исчезает, а количество рейтингов вузов увеличивается.

В ближайшем будущем внимание к рейтингам будет только расти.

Во-первых, развитие онлайн-подачи документов делает возможным поступление в любой вуз из любой точки страны, а для абитуриентов, находящихся в отдаленных регионах, рейтинги могут стать действительно важным источником информации при выборе вуза.

Во-вторых, молодое поколение с меньшим подозрением относится к сложным методикам составления рейтингов. В целом возрастает и культура потребления информации, когда аудитория стремится изучить множество источников и выбрать для себя необходимую информацию из множества. Такой подход к потреблению информации сам по себе похож на принцип построения рейтингов.

На прошлой неделе вышел очередной рейтинг Times Higher Education Impact (THE Impact), который ранжирует вузы по их участию в работе над реализацией целей устойчивого развития ООН. Технически эта активность вузов довольно близка к тому, что принято называть «Третьей миссией» университета – участие учебного заведения в развитии региона. Это общественные инициативы, выполнение исследований по заказам региональных бизнеса и власти, экологические инициативы, развитие социальных институтов и т.д.

Однако очевидно, что рейтинг формируется с учетом тенденций развития западных общественных ценностей, в нем запрашивается информация о мерах поддержки сексуальных меньшинств в вузах, развитии женской эмансипации и тому подобное.

Данная специфика рождает необходимость создания отечественных систем ранжирования вузов по их деятельности в рамках реализации третьей миссии. Эта система должна учитывать специфику российской системы образования, характеристику регионов, в том числе в рамках деятельности вузов по эффективной реализации национальных проектов.

Таким образом, мы можем получить отечественную разработку – рейтинг, оценивающий реализацию вузами целей национальных проектов, некий более адаптированный под Россию аналог SDG.

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/33093