Вчера я тут рассуждала о "гипотезе Геи" и "живых планетах" в фантастике. Попутно подумалось, что, хотя в моей космоопере "Хранительница" нет планет, наделенных субъектностью, всё же кое-что, перекликающееся с этой идеей, там присутствует.
Не хотелось бы описывать весь сюжет космооперы, кульминационным событием которой становится трагедия на Лиенне, когда воссозданная там империя-симулякр убивает своего императора, который категорически не хочет им быть и недвусмысленно заявляет об этом.
Иссоа, сестра Ульвена, которую он успел провозгласить императрицей, в исступлении проклинает Лиенну во всеми ее обитателями и возвращается на Тиатару. После этого жизнь на Лиенне действительно идет наперекосяк: всеобщее ожесточение приводит к гражданской войне, попутно начинаются природные катаклизмы и климатические аномалии... В общем, ничего хорошего.
Мистика?.. Я пытаюсь обойтись без мистики. Впрочем, Иссоа - алуэсса, представительница реликтовой ветви уйлоанской расы, и ее оружие - голос, действительно способный доводить до потери рассудка и оказывать необратимое воздействие на психику окружающих. Проклятие изрекается в состоянии крайнего аффекта, и снять его Иссоа не может, поскольку не в силах ни смириться с гибелью брата, ни простить лиеннцам его убийство.
Илассиа, вдова Ульвена, но вместе с тем - ведущий специалист по биоэтике на Тиатаре - полагает, что проклятие привело к разрушению "планетарного баланса" Лиенны. Каким образом?
Тут мы возвращаемся к сути биоэтики - учения, описанного в моей космоопере довольно бегло, пунктиром. В этом блоге я тоже затрагивала его лишь частично ("Биоэтика - инопланетный аспект").
Каждый мир, в котором существует жизнь (не обязательно разумная), рассматривается как целостная, естественно развивающаяся система, имеющая как микроуровень (бактерии), так и макроуровень (вписанность планеты в окружающий ее космос). Внешнее вмешательство требует биоэтической экспертизы, во избежание причинения непоправимого ущерба этой системе.
Социальная организация на каждой планете, инфраструктура цивилизации, характер применяемых технологий, научные и культурные приоритеты - всё создает дополнительные слои пресловутого планетарного баланса (то, что Вернадский называл "ноосферой"). Кстати, при жизни Вернадского наша планета еще не была окружена сетью спутников, космических станций и огромным количеством радио- и электронных волн, делающих ноосферу вполне конкретным и зримым понятием.
В идеале все слои планетарного естества должны стремиться к динамичному балансу (динамичному - поскольку без развития жизнь невозможна, ни в природе, ни в обществе, ни в культуре; вернуть всё "как при бабушке" - куда более безумная утопия, чем стремиться к звездам). Локальные нарушения "лечатся" самой системой - так же, как небольшие недомогания организм, если он в целом здоровый, преодолевает без врачебной помощи.
Но если сломалось что-то важное изнутри, то помочь беде очень трудно. Как говорит Иссоа, "проклятие — это не просто слова. Оно вовсе не отменимо другими словами. Если я скажу сейчас во всеуслышание — «Я благословляю Лиенну», — ничего не изменится".
С этим фактом согласен и куратор Тиатары, аисянин Уиссхаиньщщ (существо из иной материи, нежели люди и уйлоанцы). Мистике он совершенно чужд, однако к проклятию относится серьезно:
"Оно в любом случае изменяет и искажает реальность. После него ничто не может вернуться в исходное состояние. Поскольку проклята вся планета со всеми жителями, то любой, испытавший на себе эту мощную звуковую волну с программирующими текстами, начинает вести себя по-иному, нежели раньше. Индуцированная агрессия распространяется как эпидемия".
Думаю, слова про "индуцированную агрессию" касаются отнюдь не только фантастических миров, но мы уж останемся в рамках фантастики, научной или не очень...
На Лиенне сложилась искусственная империя, и она сломалась не только от проклятия императрицы-алуэссы, хотя оно, конечно, привело в движение процессы, остановить которые в пределах моей космооперы не получилось - разве что несколько притормозить, в том числе с помощью излучателя умиротворяющих волн - "гармонизатора", придуманного гениальным сыном Иссоа, принцем Ульвеном.
Все эти проблемы обсуждаются в шестой книге, "Наследник", но последствия нарушения планетарного баланса и попытки исправить его описываются и в седьмой книге, "Двойник".
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".