Архаическое мышление одновременно символично и образно-конкретно.
Камень или дерево могут символизировать божество, однако при этом божество наделяется человеческими свойствами. Поэтому все сущности способны превращаться друг в друга. Собственно, об этом - огромная многосюжетная поэма Овидия "Метаморфозы": постмодернистская (в метакультурном смысле) интерпретация архаических мифов о превращениях всего во всё: богов в животных, людей в камни и растения, предметов - в звезды.
Мы до сих пор пользуемся античными названиями созвездий, конфигурация которых рождала в сознании древних людей ассоциации, которые нам бы в голову не пришли. Говорим "Большая Медведица", видим - ковш. И лишь единицы вспомнят миф о нимфе Каллисто, которую коварно соблазнил Зевс, обрекла на участь медведицы разгневанная богиня Артемида, а затем Зевс вознес Каллисто в медвежьем обличии на небо. В европейской культуре миф, благодаря Овидию, бытовал еще долго, и даже отразился в опере ("Каллисто" Франческо Кавалли, 1651). В финале оперы Зевс (Юпитер) извещает Каллисто о своем решении - она счастлива стать звездой, приобщиться к бессмертию, вечно сиять, и прочее, прочее. Апофеоз?.. Ну да, только несколько грустный. Девушку-медведицу жалко.
Затем, в эпоху расцвета научного знания и научных открытий, на первый план вышла идея "небесной механики". Звезды, планеты и прочие небесные тела утратили одушевленность (даже метафорическую) и превратились в заведомо неживые объекты. Впрочем, жизнь на них по-прежнему присутствовала, только сугубо внешняя: планеты Солнечной системы многим представлялись обитаемыми.
Мысль о том, что у звезды или планеты может быть нечто вроде автономного разума (самосознания) вновь вернулась в культуру в 20 веке, причем преимущественно в фантастике.
Тема впервые появилась в фантастике в 1912 году, в романе Р. А. Кеннеди «Триневерсия», где Марс начинает размножаться путем деления и его дочерние клетки поглощают почти всю Солнечную систему. В рассказе А. Конан Дойля «Когда Земля вскрикнула» профессор Челленджер выдвигает теорию, что Земля — это живое существо, причем не подозревающее о том, что на ней живут люди.
Приведена цитата из статьи на Фантлабе, которая является измененным переводом англоязычного оригинала. В обеих статьях содержится Перечень живых миров в фантастике 20 века. Миры - на любой вкус: мирные, агрессивные, замкнутые на себя (Солярис Лема), общительные, враждебные и гостеприимные.
Мне даже встречались в фантастической литературе совсем диковинные звезды, которые обладали личностями поэтов-убийц (да, так!). Увы, я не помню ни имя автора, ни название романа - знаю только, что это была переводная вещь, автор же - англоязычный (нет, это не роман А. Бестера "Моя цель - звезды"). Дело в том, что в финале этой книги герой (человек-космоплаватель) едва не становится жертвой звезды-убийцы, имеющей облик прекрасной юной девушки, принцессы-поэтессы. Спасти его может лишь высокая поэзия. Сам он стихи сочинять не умеет, поэтому декламирует наиболее хрестоматийное, что сидит в голове каждого школьника, обучавшегося английской словесности: "Tyger, tyger burning bright" Уильяма Блейка ("Тигр, о тигр, светло горящий" - в переводе С. Маршака). Шедевр Блейка служит искупительной мздой, звезда решает помиловать залетного гостя.
Казалось бы, всё это - вымыслы фантастов. Ни у звезд, ни у планет, ни у комет, ни у черных дыр нет ни личности, ни сознания (в нашем смысле).
Тем не менее, некоторые ученые полагают, что с этим всё-таки не так просто.
В 1970 году английский климатолог Джеймс Лавлок и американский микробиолог Линн Маргулис выдвинули идею "разумной Земли", которая получила название "гипотезы Геи" (или Гайи, Gaia hypothesis; Гея и Гайя - разные транскрипции имени древнегреческой богини Земли). Не то что бы они утверждали, будто наша планета способна мыслить, чувствовать и разговаривать. Это было бы слишком просто и вместе с тем фантастично.
Гипотеза позиционирует Землю как суперорганизм, который при помощи саморегуляции способен поддерживать основные параметры среды на постоянном уровне.
Главными параметрами тут оказываются не "хотелки" или всплески настроения нашей капризной красавицы, а тонкие настройки, обеспечивающие жизнь на ее поверхности, от деятельности бактерий и прочих микроорганизмов до ноосферы, созданной людьми.
Учение Лавлока до сих пор существует только в форме гипотезы, у которой есть как сторонники, так и противники. Среди сторонников, понятное дело, немало фантастов, начиная с Айзека Азимова.
У меня однажды тоже возникло это ощущение живой Земли, планеты как сверхличности - по этому поводу сложилось стихотворение. В нем - реальные впечатления, все детали конкретны, но общее чувство - почти мистическое.
ДЫХАНИЕ ЗЕМЛИ
Я слушаю дыхание земли,
когда иду вечерними полями.
Тепла её макушка под ногами,
и космы травянистые в пыли.
Наверное, в глазах её озёр
я выгляжу нахальным насекомым,
абсурдными инстинктами влекомым
из райских кущ на выжженный простор.
Здесь небо над горелою стернёй
пылает в полдень пеплом сизоватым,
а к ночи сосны давятся закатом,
размазывая сажу пятернёй.
Угрюмым замогильным холодком
повеет вдруг из впадины крапивной,
и звон осин над омертвевшей нивой
в безветрии раздастся слюдяном.
Но тело сонный морок не стряхнёт,
и не прервётся тёплое дыханье.
Я сердца Геи слышу колыханье,
подстроенное под небесный ход.
И надо только соразмерить стих
с гекзаметрами выдохов и вдохов,
встречая ночь на полевых дорогах
- безлюдных и как будто неживых.
Ни о какой "гипотезе Геи" я тогда не знала, и фантастики тоже еще не писала.
В моей фантастике "живых планет" нет, однако присутствует идея "планетарного баланса", которая чем-то сродни "гипотезе Геи".
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".