Что такое “литературное произведение” в нашем современном представлении? Это какой-то цельный текст, написанный определённым автором (или несколькими). У него есть заглавие, дата создания, оно издаётся либо отдельной книгой, либо в составе сборника или в журнальном варианте. Содержание этого текста постоянно, не меняется в зависимости от места и времени переиздания. У произведения могут существовать черновые варианты, в которых любят покопаться литературоведы, но при этом есть канонический текст. Всё это у “Повести временных лет” отсутствует.
Поэтому сегодня мы попытаемся понять, что же это за текст.
“Повесть временных лет” - самый известный русский летописный свод. Никто его не читал, но все о нём слышали. По форме она представляет собой объединение текстов разных жанров: записей о текущих событиях, легенд, воинских повестей, договоров, пересказов библейских историй и т.д.
Если брать летописи шире, как жанр, то именно им мы обязаны практическими всеми сохранившимися древнерусскими произведениями. Переписчики из разных городов копировали их, включая в составы сводов, что помогло им уцелеть. Повести или жития как отдельной книги в то время не существовало.
Почему же мы не можем назвать этот, пускай и сборник, полноценным произведением в современном понимании? Для этого нужно проследить его историю.*
До нашего времени “Повесть временных лет” дошла в списках (копиях) других летописных сводов, самый старший из которых датируется второй половиной XIV века. То есть самая ранняя копия текста начала XII века, которую можно подержать в руках, на минимум 200 лет старше оригинала.
Здесь возникает вопрос: а что мы считаем оригиналом? Дошедшие до нас варианты, во-первых, утратили некоторые листы, во-вторых, значительно отличаются друг от друга по содержанию. Первая логичная причина: изменения были внесены за века переписываний в разных городах. Но есть и вторая, доказательства которой долго и нудно были собраны нашими доблестными филологами путём сравнения сводов: летописцы разных городов пользовались разными вариантами “Повести временных лет” на разных этапах написания. Какие-то из них сохранили следы древних текстов XI века, какие-то - более поздних. Собрав этот пазл в кучу, учёным удалось реконструировать более ранние версии "Повести".
Началось всё с устных преданий, зародившихся в ещё дописьменную эпоху. Их сюжеты позже вошли в "Повесть". К примеру, сюда относится легенда об основании Киева. Также не исключено, что сразу после появления письменности появились и отдельные записи о текущих событиях, позже включённые в полноценную летопись. Об этом периоде мы можем только догадываться.
Во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054) государство переживает период культурного расцвета и политики, направленной на максимальную самостоятельность от Византии. В том числе и с этой целью создаётся так называемое “Сказание о распространении христианства на Руси” - сборник историй о княгине Ольге, крещении и первых русских святых. Это уже полноценный систематизированный текст, объединяющий повествование о различных событиях общим идеологическим посылом. Его написание относят к 40-м годам XI века.
Позже, уже в 60-70-е годы того же века, на его основе создаётся первая летопись. Предполагается, что автором её был монах Киево-Печерского монастыря Никон. Да, ещё пока не привычный нам Нестор.
Как мы помним, древнерусские произведения не подписывались. Откуда же мы взяли имя Никона? Дело в том, что людей, способных так писать и имевших доступ к необходимым для этого ресурсам, было не так много. В пользу версии о Никоне в том числе играет интересное совпадение. Из-за ссоры с князем он некоторое время жил в Тмуторокани. Так вот, летопись именно за этот период не имеет точных датировок столичных событий, зато предлагает подробную датировку и описание всего, что произошло в Тмуторокани.
Никоновская версия "Повести" интересна ещё по другой причине: считается, что именно он заменил рассказ о крещении Владимира в Киеве версией о крещении в Корсуни. Да, несмотря на то, что историки договорились считать датой этого события 988 год, в разных летописных сводах она варьируется в промежутке 986-990, а местом действия указан то Киев, то Корсунь. Когда и где Владимир принял крещение? Традиционный для нашей историографии ответ: мы не знаем.
Здесь же предположительно появляется и легенда о призвании варягов. В общем, о нашей ранней истории мы можем говорить только с большой долей допущений. Одна и та же летопись в различных списках содержит разные версии некоторых событий. Например, Олег - самый невезучий в этом плане персонаж. Летописцы никак не могли договориться, кем он был: в разных версиях он то самостоятельный князь, то воевода Рюрика, то его родственник.
В 1095 году создаётся то, что историки договорились называть "Начальным сводом". Это уже как минимум третий текст и всё ещё не наша “Повесть временных лет”. Но этот текст более-менее сохранился в составе одной из новгородских летописей, поэтому с ним уже можно работать. На его примере хорошо видна вся сложность исследования древних текстов: чтобы обнаружить этот не дошедший в полном объёме текст XI века, учёным пришлось сравнивать копии более поздней версии в редакции XIII-XIV веков с Новгородской первой летописью XV века. Как они до этого додумались, можно почитать у Шахматова.
И вот, наконец-то, в 1113 году "Начальный свод" в очередной раз был переработан известным всем Нестором. Он, кстати, был довольно профессиональным автором. Даже при том, что у нас нет почти никаких сведений об этом периоде, кроме летописи до нас дошло целых два жития его авторства: Бориса и Глеба и Феодосия Печерского.
Как и предыдущие авторы, он не только дополняет свод информацией о новых событиях, но и редактирует предыдущие статьи. Например, ему принадлежит известная уже нам идея начинать повествование с библейской истории, то есть ввести историю Руси в контекст мировой.
Но на этом приключения “Повести временных лет” не заканчиваются. Как полагают, несторова редакция тоже до нас не дошла. Сохранился следующий её вариант, составленный в 1117 г. игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром, и третья редакция, составленная в 1118 г. по повелению князя Мстислава Владимировича. Именно эти два текста вошли в состав более поздних летописных сводов и дошли до нас в копиях XIV и XV веков (наверняка также переработанных).
От дописьменных легенд до конца XIV века. Вот так вкратце выглядит многовековая история того, что историки договорились называть “Повестью временных лет”. Произведения без точного текста, без единого автора, без даты создания и с придуманным позже по первой его строке заглавием. Но, тем не менее, это коллективное создание поколений первых книжников до сих пор остаётся фундаментом десяти веков русской литературы.
Ссылка на предыдущую часть:
----------------------------------------------------------
* как и всегда в случае с русским средневековьем, всё сказанное здесь - всего лишь пересказ наиболее популярной и авторитетной на данный момент гипотезы, впервые сформулированной А.А.Шахматовым. Я намеренно опускаю все доводы автора, так как это сделало бы статью совершенно не пригодной для чтения в данном формате.
Энтузиасты могут обратиться за подробностями к “Разысканиям о древнейших русских летописных сводах” А.А.Шахматова или любой книге Д.С.Лихачёва о древнерусской литературе.