Сегодня мы начинаем цикл статей, в котором попытаемся обзорно проследить историю русской литературы через историю смены стилей. Задача в рамках блога невыполнимая, но, надеюсь, удастся создать у читателя общее представление о том, чем жила наша литература на протяжении тысячи лет.
Время от зарождения письменности до начала XVII века принято называть периодом древнерусской литературы. Одним термином мы сразу охватываем приблизительно 600 лет, которые показывают небывалое для таких масштабов единство. Но это не значит, что на протяжении этих столетий литература была стабильна, её стиль, темы и жанры не менялись. Поэтому в рамках древнерусской литературы обычно выделяют несколько этапов*. Сегодня мы начнём с первого - эпохи господства монументально-исторического стиля.
Попробуем представить, как выглядела русская литература в самом начале своего пути.
Письменность того времени зарождалась в тесной связи с христианством, поэтому отражала картину мира, в центре которой находился Бог. Земное и врéменное было для автора только отражением небесного и вечного. Академик Д. С. Лихачёв характеризовал этот период так:
«Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тeмa — смысл человеческой жизни»
Не случайно мы употребляем термины "литература" и "письменность" в качестве синонимичных. В первые века текст объединял записи исторических событий, публицистику, философию, богословие, высокое красноречие и т.д. Главной формой его существования была летопись, которая включала в себя все существующие жанры и представляла собой своеобразный сборник. Идея о литературе как списке отдельных произведений - явление относительно современное.
Автор не просто записывал череду произошедших событий или соединял в летописи различные тексты, но выполнял определённую идеологическую программу. Молодое развивающееся государство хотело заявить о своём месте в мире, поэтому рассказ об истории неизменно начинался с краткого экскурса в мировую (что при желании можно прочитать на фото выше), от которого автор плавно переходил к расселению славянских племён и далее.
Русь хотела запечатлеть в письменных источниках своё место не только в мировой истории, но и показать самостоятельность как христианское государство. Для этого, например, пишется “Житие Бориса и Глеба”, первых русских святых, затем - “Житие Феодосия Печерского” и так далее.
Попробуем представить, какие принципы объединяли разные жанры древнерусской литературы.
У любого текста есть автор, но чтобы узнать хотя бы его имя, учёным требуются иногда годы исследований. А всё потому, что мало кому приходило в голову подписывать произведения. Исключение встречается, если автору необходимо было сослаться на самого себя, как на свидетеля событий. Иной ценности его личность для потомков не представляла.
Древнерусский автор пишет не для личной славы, а по божественному благословению, с целью сохранить историю для вечности. Он старается быть максимально скромным, в отдельных случаях даже прибегает с самоуничижительным формулам. Эту особенность средневековой литературы называют анонимность.
Как уже было сказано, пишет этот аноним далеко не художественную литературу. Развлекательная функция в то время всецело принадлежала фольклору, задача же письменности - фиксировать реальные события. Фантазировать - значит врать, а ложь не несёт в себе никакой ценности, чтобы сохранять её для потомков. Подробнее о древнерусском документализме можно почитать ниже:
К выбору тем подходили строго: писали только о важных политических или военных событиях. При этом автор не был беспристрастным: он никогда не писал о том, что позорит его страну (по крайней мере, на начальном этапе). Свои герои изображались в положительном свете, враги же были исключительно отрицательными персонажами.
Кто же были эти герои? Среди них было мало рядовых граждан. Как правило, мы читаем о князьях, их приближённых, важных церковных деятелях. Но и они мало имели похожего с реальными личностями. Как уже говорилось, задачей автора было изобразить временное как отражение идеального, поэтому каждый раз он скорее писал о князе или святом как символе, используя одни и те же словесные формулы.
Новизна, оригинальность вообще не была достоинством произведения в то время. Вот так об этом пишет "Древнерусская литература" под ред.Д.С.Лихачёва:
Как и в фольклоре, в древнерусской литературе особое место занимают «общие места». Литературное произведение Древней Руси стремится не поразить читателя новизной, а, напротив, — успокоить и «заворожить» его привычностью. Составляя свое литературное произведение, автор как бы совершает некий обряд, участвует в ритуале. Он обо всем рассказывает в подобающих рассказываемому церемониальных формах. Он восхваляет или порицает то, что принято восхвалять и порицать, и всему своему славословию или хуле он придает приличествующие случаю формы. Поэтому текст литературных произведений — это текст, в основном лишенный художественных «неожиданностей». Эти неожиданности так же нежелательны, как нежелательны они в любых церемониях, в любых обрядах.
Призванный рассматривать действительность, следовать этой действительности и ее оценивать, древнерусский писатель уже в XI в. воспринимал свой труд как труд служения родной стране. Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась отвечать на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала разнообразными и всегда высокими идеалами.
Эти принципы лежали в основе всей письменности, но, конечно, каждый жанр имел собственные особенности. При этом объединяющей универсальной формой была летопись, в которую помимо погодных записей (от слова "год") входили любые тексты: жития, договоры, проповеди. Почти все произведения древнерусской литературы дошли до нас благодаря включению в летописные сборники.
Другими важными жанрами были агиография (тексты о святых), патерики (сборники рассказов, связанных с определённым святым местом), проповедь, слово, поучение, воинская повесть и хождение (путешествие к святым местам).
К сожалению, о таком огромном пласте культурного наследия мы можем говорить в основном только общими формулами. Причину этого тяжело понять нам, привыкшим к литературе Нового времени, когда в нашем распоряжении есть не только тексты с детальными датировками, но даже и черновики авторов.
Ситуация же с древнерусскими рукописями сложилась таким образом, что то, что мы называем произведениями, например, XI века, в действительности дошло до нас только в виде копии XV-XVI веков. А большинству текстов не повезло даже так: о них мы никогда не узнаем.
Как это выглядит в действительности мы можем увидеть на примере нашей главной летописи - "Повести временных лет":
----------------------------------------------------
*Для тех, кому не скучны детали, - примерная хронология стилевых изменений древнерусской литературы.
Зарождение и расцвет монументально-исторического стиля (о котором речь в статье) длится до начала XIII века. Немного позже к нему присоединяется орнаментальный стиль. Он мало в чём спорит с монументализмом, расхождение, скорее, в словесных приёмах и круге жанров, поэтому они мирно сосуществуют.
С началом татарского нашествия монументализм становится всё более пессимистичным, в литературу входят сюжеты о поражениях, недопустимые ранее. Чего стоит одно заглавие “Слова о погибели Русской земли” - немыслимое по меркам домонгольского периода произведение о национальной трагедии.
Однако к концу XIV и далее в XV веке наступает эпоха Предвозрождения, стиль которой иногда называют эмоционально-экспрессивным. Это период стабилизации и централизации государства, возрождения летописания. К концу столетия появляется всё больше светских, даже развлекательных произведений.
Но полноценной эпохи Возрождения в русской литературе не случилось. С середины XVI в. наступает время «второго монументализма» (об исторических причинах этого легко догадаться). Традиционные формы возвращаются, в стилевом плане официальная письменность как бы откатывается на несколько столетий назад. Интересно, что сам виновник торжества в своих произведениях как раз следовал принципам совершенно противоположным, о чём можно почитать здесь.
Переходная литература XVII века представляет совершенно особую и очень интересную тему, которую невозможно описать одним предложением.