Найти тему
Закреплено автором
Литературный бубнёж
Добрый день всем! Хочу поблагодарить всех читателей за внимание и предложить всем желающим продолжать читать мой канал подписаться на его резервную копию по ссылке ниже. Дело в том, что, как оказалось, потерять доступ к своему каналу на Дзене очень легко, а восстановить его невозможно ни по каким документам. К сожалению, это произошло со мной. Пока что у меня сохраняются права администратора, то есть возможность писать и редактировать публикации, но права владельца уже утеряны. Я не хочу забрасывать этот канал одномоментно, поэтому решила постепенно переносить материалы на резерв, а также публиковать часть новых статей там. Спасибо вам за внимание! dzen.ru/...ink
10 месяцев назад
Статьи
Кризис разума и начало эпохи чувствительности. Сентиментализм
Классицизм недолго оставался главным стилем литературы Нового времени. Уже в 1760-х годах в Россию проникают первые переводы европейских авторов-сентименталистов. Новый стиль быстро завоюет популярность и останется актуальным примерно до 1810-х, когда уже на смену ему придёт романтизм. История европейского сентиментализма начинается ещё в конце XVII века, во время прочного господства классицизма с его культом разума. Условной точкой отсчёта считается выход книги английского философа Джона Локка “Опыт о человеческом разумении”...
4 месяца назад
Стозевное чудище Радищева: между литературой и политическим манифестом
Наш разговор медленно движется к концу века. Александр Николаевич Радищев - воспетый советским литературоведением первый революционер нашей словесности (это не я, это Ленин так сказал). Главы учебников пестрят совсем не идущими к серьёзному их стилю восклицаниями вроде "громовой гул", "родоначальник революционной мысли", а из-за угла за этим всем пристально наблюдают "царские палачи". Этот неуёмный пафос может отталкивать, но будем справедливы: Радищев действительно был важной фигурой не только в литературе, но и в политике рубежа XVIII-XIX веков...
5 месяцев назад
Начало русского романа: "Пригожая повариха" М.Д.Чулкова
Сегодня трудно представить русскую литературу без романа. Во многом благодаря этому жанру она приобрела всемирную известность. Но этот факт очень бы удивил писателя XVIII века. Классицисты выступали против романов из-за несоответствия их системе ценностей. Роман того времени почти всегда ориентировался на личную тематику, говорил о любви, а не об интересах государства. Пользы от таких книг быть не могло. Вторая причина - язык. Поэзия была настоящим языком искусства, отличала его от низкой повседневности...
7 месяцев назад
Семья Л.Н.Толстого в "Войне и мире". Часть II
Сегодня мы продолжим нашу краткую справку о ближайших членах семьи Льва Николаевича Толстого, чьи образы легли в основу некоторых героев романа "Война и мир". Переходим к линии матери писателя. Волконские Дед - Николай Сергеевич Волконский 1753-1821 (в романе - Николай Андреевич Болконский) Николай Сергеевич Волконский был во многом противоположностью деда писателя из рода Толстых. Он построил успешную военную карьеру, неоднократно состоял в свите Екатерины II. Имел сложные отношения с Павлом,...
8 месяцев назад
Семья Л.Н.Толстого в "Войне и мире". Часть I
Писать о настоящей, живой, до конца прочувствованной им жизни было необходимостью Толстого. Поэтому так и не был реализован замысел романа о Петре Первом: слишком далёкой была эпоха. Несмотря на годы подготовки, ему не удалось почувствовать человека того времени. Совсем другое дело - Отечественная война 1812 года. Толстой рос среди рассказов о ней, были живы очевидцы, был доступ к огромному массиву документов и письменных свидетельств. Это всё давало возможность понять, какими были люди начала века...
8 месяцев назад
Падение с Олимпа. Смеховые тенденции в русском классицизме
В предыдущей части мы говорили о смешении как главной примете меняющегося классицизма. В авторах всё ощутимее просыпается тяга к эксперименту со стилем, жанровыми канонами, языком. В поэзию начинают проникать фольклорные элементы, тексты становятся ближе к жизни. Всему этому мы во многом обязаны расцвету сатирической журналистики и творчеству Д.И.Фонвизина. Особенностью времени становится появление в последней трети XVIII века жанра бурлескной или ирои-комической поэмы - шутовской пародии на образцовый высокий жанр героического эпоса...
9 месяцев назад
"Преступление и наказание": как это понимать? Часть III
Закончить разговор о “Преступлении и наказании” невозможно, но на данный момент я предлагаю финальную статью из цикла, посвящённого этому роману. И это завершение мне хотелось бы сделать в формате вопросов, а не монолога. Вопросов, которые помогут каждому для себя понять этот роман немного лучше. Буду рада, если вы захотите поделиться ответами в комментариях. Вопрос первый. Почему Раскольников совершает преступление? Для того чтобы на него было проще ответить, предлагаю основные версии, которые...
9 месяцев назад
Новый русский театр второй половины XVIII века. Д.И.Фонвизин
В копилку фактов о скорости развития литературы в XVIII веке. Не прошло и 20 лет после появления первых образцов канонической классицистической драматургии Сумарокова, как в литературу начинают проникать новые смешанные жанры вроде слёзной комедии, мещанской драмы, серьёзной комедии и т.д. Это привело Сумарокова в такое бешенство, что он даже написал возмущённое письмо Вольтеру об упадке вкусов и "пакостном роде слёзных комедий". Вольтер его поддержал, после чего Сумароков окончательно утвердился в своей правоте: ...
10 месяцев назад
В эту печальную для всех любителей русской литературы дату хочется вспомнить, по заветам А.А. Блока, что Пушкин - весёлое имя. Сегодня как раз, читая книгу о Жуковском, наткнулась на его впечатления от первой встречи с будущим нашим главным поэтом, которая случилась в 1815 году: "Я сделал еще приятное знакомство! - писал он Вяземскому 19 сентября. - С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Сарском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть! Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастает. Ему надобно непременно учиться, и учиться не так, как мы учились!.. Я бы желал переселить его года на три, на четыре в Геттинген или какой-нибудь другой немецкий университет! Даже Дерпт лучше Сарского Села. Он написал ко мне послание, которое отдал мне из рук в руки, - прекрасное! Это лучшее его произведение! Но и во всех других виден талант необыкновенный! Его душе нужна пища! Он теперь бродит около чужих идей и картин. Но когда запасется собственными, увидишь, что из него выйдет". Поэтому всем сегодня, как и всегда, советую почитать Пушкина. Ну или одну из статей о нём из подборки ниже: https://dzen.ru/suite/76ac3c99-244d-45d3-90a2-582ec31ccf29?share_to=link
10 месяцев назад
Добрый день всем! Хочу поблагодарить всех читателей за внимание и предложить всем желающим продолжать читать мой канал подписаться на его резервную копию по ссылке ниже. Дело в том, что, как оказалось, потерять доступ к своему каналу на Дзене очень легко, а восстановить его невозможно ни по каким документам. К сожалению, это произошло со мной. Пока что у меня сохраняются права администратора, то есть возможность писать и редактировать публикации, но права владельца уже утеряны. Я не хочу забрасывать этот канал одномоментно, поэтому решила постепенно переносить материалы на резерв, а также публиковать часть новых статей там. Спасибо вам за внимание! dzen.ru/...ink
10 месяцев назад
"Преступление и наказание": как это понимать? Часть II
Продолжаем попытку суммировать то, что уже не первое столетие говорят о "Преступлении и наказании". В прошлый раз мы вспоминали о концепции М.М.Бахтина, но сегодняшняя задача сложнее: речь пойдёт о целой группе идей, которую мы условно назовём мифопоэтической. У неё нет единого автора. Мистические интерпретации романа разнятся от простого поиска евангельских аллюзий до радикального утверждения, что Достоевский создаёт полностью символический роман, в котором речь идёт не о людях, а об олицетворённых мифологемах...
10 месяцев назад
"Преступление и наказание": как это понимать? Часть I
Продолжаем разговор о "Преступлении и наказании". В предыдущих частях мы поговорили об основных особенностях городского пространства романа. Теперь наступило время самого сложного - "что хотел сказать автор?". В попытках ответить на этом вопрос написаны уже сотни книг, но мы не будем ставить себе глобальной цели, а просто порассуждаем. И для начала я хотела бы кратко описать два наиболее типичных подхода к толкованию романа. И первым станет классическая работа М.М.Бахтина “Проблемы поэтики Достоевского”...
102 читали · 10 месяцев назад