Необходимость воспроизвести текст своими словами возникает уже с первого класса. Сначала речь идет только об устных пересказах, а затем добавляются письменные изложения.
Понятно, что для младших классов и тексты выбираются простые, с запоминающимися яркими образами и небольшими историями. Вот пример такого текста:
Чаще всего неумение пересказывать в начальной школе связано с неумением работать с образами, неспособностью представить героев историй и их действия. В старших классах появятся дополнительные требования, в частности умение структурировать текст, однако сейчас мы говорим о младших школьниках, от которых этого не требуется.
Как же научить работать с образами? Важно подключать все органы чувств.
Есть упражнение, которое называется “УУППП”. Расшифровывается оно так: увидь, услышь, понюхай, потрогай, попробуй.
Что нужно делать? Разберем на примере нашего текста. В нем речь идет про пчелу. Вот и задаем вопросы:
1. Как выглядит? Нужно постараться представить ее максимально четко. Голову с усиками, прозрачные крылышки, полосатое “мохнатое” тельце. Если ребенок не знает, как выглядит пчела (да, такое тоже возможно), ему будет сложно пересказать такой текст. Для него “пчела” - что-то непонятное и абстрактное. Так что необходимо показать такому ребенку пчелу, найдя изображение в интернете.
2. Как звучит? Подключаем слух. Ребенок должен представить жужжание пчелы.
3. Как пахнет? Поскольку пчел обычно никто не нюхает, мы этот пункт пропускаем.
4. Какова на ощупь? Ловить пчелу и проверять не обязательно. Даже визуально видно, что у нее мохнатое тельце, то есть ребенку нужно представить, что он ведет пальцем по чему-то мохнатому, а потом чувствует боль — пчела его ужалила.
5. Каково на вкус? Пчела у нас безвкусная, так что опять же этот вопрос пропускаем. Хотя можно подключить ассоциацию со вкусом меда.
Я специально выбрал пример, где можно ответить не на все вопросы, в противном случае в дальнейшем это могло бы вызвать недопонимание. Поговорили мы с вами, например, о груше. А ребенку нужно текст про котенка пересказать. И как быть с “вкусом”?
Эти 5 вопросов задаем по каждому образу этого текста: пчела, улей, искусственная пчела, ученые, поле. И, соответственно, если перед тем, как пересказывать текст, вы проделаете это упражнение, ребенку будет куда легче его воспроизвести. А потом уже представлять каждый образ войдет в привычку.
Разбирайте ежедневно так 10-15 образов. Это и хорошая тренировка, и веселое развлечение. Например, стоя в очереди можно обсудить образ лежащего на кассе печенья.
Успехов вам и вашим детям!