Цены в магазинах продолжают бить рекорды. И ладно бы они росли на импорт. Но ведь в цене растут продукты, которые производят в России. Почему так происходит и что будет дальше? Попробуем разобраться.
Три магнитофона, три кинокамеры…
Вообще на рынке всегда работает одна-единственная классическая формула: спрос и предложение определяют цену. На этом можно было бы закончить все объяснения. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Поэтому продолжим.
Что именно подорожало? Да всё! Продавцы не успевают переписывать ценники на мясо, колбасу, сыр, масло, кофе, сладости и даже на хлеб и овощи.
Сокращение предложения на эти товары очевидно: полки в магазинах заметно поредели. Это особенно заметно по ассортименту кофе, сыров, оливкового масла, консервов, фруктов. Да, в первую очередь просел импорт. Но неважно, из-за чего сжалось предложение: чем меньше разных производителей предлагают продукты, тем легче повысить на них цены остальным.
А вот спрос населения как раз вырос: народ запасается тем же чаем, крупами кормами для животных и прочим товаром, в том числе отечественным. Люди ждут, что цены будут повышаться и дальше, поэтому скупают впрок всё, что можно. Эти инфляционные ожидания толкают цены вверх. Ну, а стремительный рост доллара и евро только разгоняет инфляцию.
Яркий пример был в прошлом году с сахаром. Экономических предпосылок к росту цены на него не было, но из-за ажиотажного спроса цены выросли в полтора-два раза. Советский опыт дефицита при малейшем риске повышения цен гонит людей в магазины. Как говорится, запас карман не тянет.
Превратить минус в плюс
Производители повышают цены из-за роста стоимости кормов, ГСМ, запчастей и других ресурсов. Особенно подорожала логистика. Да и разделение на импортные и отечественные продукты сегодня очень условно: в производстве российских продуктов доля импорта зашкаливает.
Например, трудности с семенами (они часто тоже импортные) привели к росту цен на овощи и фрукты. В нашей технике импортные комплектующие. Очень много запчастей попали под санкции: гидравлика, электрика, мониторы, двигатели, турбины. Чтобы купить трактор, теперь надо продать в два раза больше пшеницы, чем год назад.
Вот цены на пшеницу прошлогоднего урожая сегодня снижаются, но хлеб дешевле это не делает. Почему? Просто в себестоимости хлеба мука занимает не более 20% затрат. А растут-то нерецептурные затраты: тарифы на воду, газ и электричество, аренда помещений, налоги и т. д. А если добавить в список логистику, упаковку, зарплату, которую нужно повышать? Вот и набегает.
Что касается грабительской наценки «жадных торговых сетей», то в среднем это 25%. По товарам первой необходимости она может быть нулевой и даже отрицательной. На премиальные товары – выше. В этой наценке заложена доставка и утилизация продукции, налоги, лицензии и коммунальные платежи, аренда площадей, торгового оборудования и зарплата персонала. Всё это – издержки, а не прибыли.
Кстати, льготные кредиты, субсидии, налоговые льготы и гранты, которые государство даёт аграриям, ещё помогают сдерживать цены. Без этого всё было бы гораздо печальнее.
В предприниматели записываете?
Увы, из-за роста инфляции стремительно пустеют кошельки. Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки. Вариантов выхода из ситуации в теории предлагают много. Эксперты озвучивают даже такое мнение, что ситуацию могут спасти предприимчивые граждане. Как это было в 90-е. Но чтобы сейчас, как тогда, малый бизнес поддержал экономику, нужно в первую очередь «дать худой корове нагулять жиру» – только тогда она станет кормилицей.
Основные тезисы тех, кто голосует за свободную экономику (когда доля государственных расходов относительно ВВП невелика): снижение налогового бремени и возможность зарабатывать деньги, которые граждане потратят на то, что хотят. Ну а задача государства – позаботиться о тех, кто заработать не может: пенсионерах, инвалидах др.
Может быть интересно:
Ловушка для клиента: как могут обмануть в банке