Найти в Дзене

Ловушки для вашего кошелька в обычном супермаркете

Оглавление

Иногда взрослый и рассудительный человек отправляется в магазин за обычной поваренной солью, не планируя покупать больше ничего. Холодильник забит под завязку, в морозилке скучают пельмени, до зарплаты ещё неделя, а гостей не ждём. «Решено, беру только соль. Ну, может еще свежий хлеб и молоко!».

Дальше всё как в сером тумане с короткими вспышками жёлтых ценников: акции, распродажи, специальные предложения, две ненужные пачки соли для ванн по цене одной. Тоже совершенно ненужной. Сознание неохотно возвращается через два часа, смутно припоминаются пять магазинов в ближайшем торговом центре. Три сумки покупок в руках, изрядно пострадавшая банковская карта пытается спрятаться поглубже в складках кошелька.

Поздравляю, вас (а точнее, ваш кошелек) поймали сачком беспощадного маркетинга. Сотни и тысячи таких же легкомысленных и беззащитных мотыльков порхают в каждом торговом центре, абсолютно добровольно оставляя там свои деньги.

Фото: Nathalia Rosa, unsplash
Фото: Nathalia Rosa, unsplash

Голод и запахи еды

Если мы прямо сейчас чувствуем голод, то покупаем больше обычного.

Простой и проверенный трюк всех супермаркетов – запах свежего хлеба. Почти в каждом крупном магазине есть своя пекарня и плюшками пахнет по всему торговому залу. Хочется побыстрее пообедать? Сработало! Сейчас вы положите в корзинку пару дополнительных товаров.

А знаете, почему хлеб так ярко и заманчиво пахнет именно в магазине? Потому что там распыляют концентрат-манок. Это аромамаркетинг. Неприметные диффузоры поддерживают необходимую концентрацию пробуждающих аппетит веществ в воздухе. Статистика подтверждает рост покупок на 6-8% на магазин в среднем.

Еще один вариант ловушки голода – дегустации крохотных кусочков колбасы и сыра на промо-стойках. Наесться этим невозможно, а аппетит раздразните.

Что делать, если вас ловят через аппетит? Сначала приглушить голод, а уже потом идти за покупками. Или заказывать доставку продуктов по интернету.

Лабиринт полок

Почему самые часто покупаемые товары находятся в глубине магазина и нужно их долго искать?

Ещё один фокус маркетинга – молоко и хлеб будут всегда в центре магазина, чтобы их найти, придётся долго бродить между стеллажами. И вот уже подсознание шепчет, что надо присмотреться к новым товарам, ведь выбор такой большой. Отлично работает против вашего кошелька и выкладка овощей и фруктов на входе в магазин: вы кладете в тележку полезные продукты, тем самым разрешая себе лишнего в кондитерском отделе.

Как трюк запутывания и затягивания работает выкладка товаров: мы привыкли всегда сначала смотреть на полку на уровне своих глаз и слева направо, как при чтении. Именно там на полке будет более дорогой товар, который маркетологи пытаются продать вам в первую очередь. Тот продукт, который вам на самом деле нужен, стоит очень неудобно, в самом низу. Этот же трюк работает с просроченным товаром: горящий срок годности будет стоять первым, а свежая поставка – прятаться вдали.

Внимание ваших детей будут ловить на нижних и открытых полках на уровне их глаз, чтоб малыш успел схватить товар в руки. Отнять у трехлетки леденец не выйдет, это знает любой родитель. Финальный капкан ждёт на кассе: яркие мелкие конфеты и шоколадки цепляют глаз и просто кричат «Возьми меня, ведь мы уже уходим!»

Что делать, если вы склонны к импульсным покупкам? Ходить со списком нужных вещей и брать с собой ограниченную сумму денег. Ну и наклоняться, вдумчиво изучая всю полку, а не только самое видное её место.

Фальшивая экономия

Мы не можем на полке супермаркета отличить бутылку молока на 900 мл от бутылки на 1 литр. Наши глаза воспринимают товары одинаково до той поры, пока мы не начнем читать этикетку. Это же касается пачек сливочного масла по 180 граммов вместо привычных 200, пельменей по 800 граммов вместо честного килограмма. Жульничество с заниженным объемом товара прекрасно увеличивает продажи, хотя молоко по 65 рублей за 0,9 литра и по 72 рубля за 1 литр на самом деле стоит одинаково.

Вторая часть этого же трюка с фальшивой экономией – цена 999 рублей. Конечно, реально из вашего кошелька пропадёт почти 1000 рублей. Но глаза обмануты хитрыми маркетологами и вот уже вашему мозгу кажется, что покупка стоит только 900 рублей.

Для тех покупателей, кто научился уворачиваться от фальшивой экономии с весом и округлением цены, маркетологи придумали новый фокус: цена за штуку, но при покупке трёх. На ценнике горит яркая и привлекательная цифра, а очень мелкий шрифт уточняет, что цена оптовая, при покупке нескольких штук.

Ну и мой любимый маркетинговый трюк – парадокс цены. Зачем в продаже стоит товар втрое дороже стандартного? Почему он занимает место на полке, хотя продается в десять раз реже? А чтоб покупатели не тревожились, выбирая средний по цене товар: «Там был гораздо дороже, я сэкономил!»

Что делать, если вы не очень любите считать в уме? Калькулятор есть в любом смартфоне. Ещё более простой вариант – один раз запомнить нужные вам марки товаров с «честным» объёмом.

Ненужно, но выгодно

Как продать человеку то, что он не собирался покупать?

Очень просто, с помощью подарочной акции. При покупке дорогого стейка покупатель получает набор специй в подарок. Конечно, все заранее включено в цену и главная цель маркетинга здесь – приглушить ваше чувство вины за дорогую покупку: «Мы не транжиры, мы получили бесплатно нужный товар!»

Что делать? Когда вам кажется, что акция очень выгодная, вспомните цену на пакетик специй. Вы действительно хотите потратить 800 рублей на стейк, чтоб получить в подарок приправу за 30 рублей?

Тратьте вдвое больше!

Вопрос для продвинутых: почему в рекламе жевательной резинки всегда из пачки достают не одну, а две пластинки? Если зубы нельзя очистить с помощью одной подушки жвачки, может, нужно увеличить объем порции?

Все просто: деньги на рекламу были потрачены для того, чтобы приучить вас к чрезмерному потреблению. «Делай так, и тебе придется покупать наш товар в два раза чаще».

Что делать? Помните, что рекламу надо смотреть, сохраняя трезвый рассудок и критическое мышление. Покупайте ровно столько, сколько вам действительно нужно.

Внимание! Подписка на наш канал повышает ваш уровень финансовой грамотности.

Может быть интересно:

Финансовая грамотность по-японски! Как и на чём экономят потомки самураев?

5 художественных фильмов о финансах и финансистах, которые стоит посмотреть

Как накопить на мечту? Простые советы от финансовых экспертов!

Копейка рубль бережет: как экономили наши мамы и бабушки в СССР

7 лучших книг по финансовой грамотности