"Gone to Earth", по-видимому, является самым коммерчески успешным альбомом Barclay James Harvest, особенно в Германии, где по какой-то причине он попал в чарты самых продаваемых альбомов и оставался там до 1980 года. К слову говоря, у нас с немцами схожие музыкальные вкусы.
Группа, по-видимому, была довольна результатами самостоятельного продюсирования прошлогоднего "Octoberon" вместе с Дэвидом Ролом (David Rohl, Mandalaband), настолько, что ранней весной 1977 года они пошли в Strawberry Studios, чтобы сделать это снова. "Унесённый на Землю" - вот результат.
Между двумя альбомами определённо есть сходство, хотя из двух этот немного более оживлённый, без оркестра / хора и, как правило, он избегает большинства синтезированных оркестровых звуков в пользу более простых органа и фортепиано, чтобы дополнить лидирующую роль гитары Джона Лиса.
Исполнитель: Barclay James Harvest - Gone To Earth (1977, арт-рок)
Вступительный "Гимн" – один из самых величественных гимнов, которые мне довелось услышать.
Также это самый совершенный пример прототипной песни в творчестве Barclay James Harvest, который вы где-либо найдёте. В нём есть всё: могучий орган Вулли Уолстенхолма, обрамляющий просторный и стройный ритм; эффектные и блестящие гитарные риффы Лиса; тихая поддерживающая перкуссия Мела Притчарда; лёгкое сопровождение Леса Холройда как на ритм-гитаре, так и на вокале. Сделайте погромче и вы моментально поймёте - тема на века, ваш моральный компас, не будучи проповеднической или осуждающей. Эта песня входит в каждый сборник хитов или антологию группы, а также должна быть включена в любые микшированные плейлисты, которые вы составляете из их музыки. Я мог бы сказать то же самое о "Spirit on the Water", хотя эта песня чуть менее выразительна и совсем не гимн.
"Love Is Like a Violin" - типичная британская поп-рок-мелодия середины семидесятых, она могла бы принадлежать таким группам, как 10cc, Supertramp, Wings, Badfinger или любой из сотни подобных групп. Приличная песня с особенным, сделавшим её фирменным вокалом, который ни с каким другим не спутаешь.
"Friend of Mine", с другой стороны, демонстрирует некоторые признаки ранних попыток группы записаться на Западном побережье США с их релизом "Time Honored Ghosts". В этом альбоме чувствуется тот же лёгкий налёт кантри-рока с современными бело-блюзовыми риффами, простым ритмом и блеском аранжировки. Я удивлён, что этот сингл не попал на радио вперемешку с кучей синглов от Eagles, Poco и Loggins & Messina. Я бы сделал те же комментарии по поводу "Hard Hearted Women".
И вы знали, что в конце концов, это должно было случиться. Джону Лису надоедает, что его группу называют "капризным блюзом бедняка", и он высказывается так, как у него получается лучше всего - песней. И делает это самым милым из возможных способов, но берёт ту же структуру аккордов из самой известной песни Moody Blues "Nights in White Satin" и перерабатывает её в совершенно другую мелодию, пропитанную фирменными синтезированными оркестровыми звуками BJH и большим количеством меллотрона. Совсем как "Муди", только по-другому. Довольно блестяще и очень узнаваемо, что по-видимому, сделало эту песню любимой для фанатов на концертах группы и в радиоэфире на протяжении многих лет. Если мои читатели ещё не слышали, скорее откройте для себя потерянное. Вещь, красоты необыкновенной.
Арт-роковая "Sea of Tanquility – Море Спокойствия" - мрачная и несколько пафосная песня от Вулли Уолстенхолма, которая, как и почти всё, что он написал, полна напыщенных клавишных, меллотрона, многослойного реального и синтезированного вокального сопровождения и в целом величественного, размашистого музыкального произведения. Тема посвящена "космической гонке" того времени, и Вулли смутно представляет конечную ценность вероятного результата усилий. Некоторые, включая саму группу, предположили, что эти слова могут также отражать его чувства по поводу его участия в группе, и на самом деле он уйдёт менее чем через два года после выхода альбома.
Мне действительно нравится, как заканчивается этот альбом. "Leper's Song" - это почти реквием по времени в музыке, которое быстро уходит, но исполнено с энергией, очень похожей на многое из работы Роджера Ходжсона из Supertramp примерно в то же время. В песне говорится о социальном отчуждении инклюзивным образом.
И заключительная "Taking Me Higher" - это песня о любви, написанная для фортепиано и органа с нежным вокалом, которая оптимистично завершает альбом и намекает на светлое будущее музыки группы. Конечно, этому не суждено было сбыться, но, по крайней мере, на тот момент Barclay James Harvest определенно были на вершине как творческая сила.
С тех пор, как я впервые в середине 90-ых услышал "Gone To Earth", до сих считаю его лучшим альбомом. Квартет вовремя подрос и подоспел в 1975 году к золотой эре арт- / прогрессивного рока, заявив о себе на этой сцене целостным альбомом, в котором было всё, за что мы их любим. Тут есть место для гимна, среднего темпа рока, «атмосферных» пьес, узнаваемых вокалов во всём отполированном и скромном фирменном блеске. Для всех поклонников BJH это очень важная запись, и я настоятельно рекомендую её всем, кто интересуется группой или даже состоянием арт-рока на исходе семидесятых.
Когда я узнал о первых дисках из нижеперечисленной многоканальной серии, самым ожидаемым для меня был, конечно "Gone To Earth". Не скрою, что прослушанные мною чуть ранее изданные ремиксы альбомов "Everyone Is Everybody Else" и "XII", от того же инженерного тандема Craig Fletcher и Mark Powell, дали мне некоторое представление об их художественном почерке. Поэтому особых надежд я не возлагал.
Barclay James Harvest "Gone To Earth" 2CD + DVD Deluxe Edition
DVD: DTS 96/24 5.1, LPCM 96/24 2.0, Dolby Digital 5.1
+ 96/24 New Stereo Mix
+ Original 1977 Stereo Mix (96/24 Stereo LPCM)
Disc One: CD – "Gone To Earth" Original Stereo Mix, New 24-bit Remastered Edition
1. Hymn 5:10
2. Love is Like a Violin 4:05
3. Friend Of Mine 3:36
4. Poor Man's Moody Blues 6:58
5. Hard Hearted Woman 4:27
6. Sea Of Tranquility 4:05
7. Spirit On The Water 4:51
8. Leper's Song 3:34
9. Taking Me Higher 3:30
10. Lied 5:05
11. Our Kid's Kid (B-side) 4:00
12. Hymn (single edit) 4:26
13. Friend Of Mine (single Version - B-side) 3:01
14. Medicine Man) (A/B side of "BJH Live" EP) 11:53
Disc Two: CD – "Gone To Earth" New Stereo Mix
1. Hymn 5:10
2. Love is Like a Violin 4:05
3. Friend Of Mine 3:36
4. Poor Man's Moody Blues 6:58
5. Hard Hearted Woman 4:27
6. Sea Of Tranquility 4:05
7. Spirit On The Water 4:51
8. Leper's Song 3:34
9. Taking Me Higher 3:30
Bonus Tracks:
10. Loving Is Easy (1977 version) 3:58
11. Our Kid’s Kid 4:13
Disc Three: DVD - "Gone To Earth" New 5.1 Surround Sound Mix
1. Hymn 5:10
2. Love is Like a Violin 4:05
3. Friend Of Mine 3:36
4. Poor Man's Moody Blues 6:58
5. Hard Hearted Woman 4:27
6. Sea Of Tranquility 4:05
7. Spirit On The Water 4:51
8. Leper's Song 3:34
9. Taking Me Higher 3:30
Bonus Tracks:
10. Loving Is Easy (1977 version) 3:58
11. Our Kid’s Kid 4:13
ВИА
John Lees – vocals, guitars
Les Holroyd – vocals, bass, guitars, keyboards
Stuart "Woolly" Wolstenholme – vocals, mellotron, keyboards
Mel Pritchard – drums, percussion
Производство
Produced by Barclay James Harvest and David Rohl
Engineered by David Rohl
Remastered by Paschal Byrne
5.1 Surround Sound Remix by Craig Fletcher, assisted by Mark Powell
5.1 Mixes produced by Mark Powell
Polydor Limited UK / Cherry Red Records (ECLEC 32544). 1977 / 2016
Не хочу «программировать» и ваше мнение, однако считаю, что миксеры выставили планку для своего микса гораздо ниже уровня той, что выставили для своей авторы музыки. Свою-то инженеры взяли, но почему не постарались сделать ещё лучше?
Вопрос, а "можно ли бы сделать лучше", был решён еще в начале 70-ых другими звукорежиссёрами, когда вышел в свет квадра-микс (4.0) альбома 1971 года "Once Again". Просто сравните его с любым из новой серии в 5.1. Внизу даю ссылочку.
А я просто помогу с определениями и критериями.
1. Баланс. По большому счёту он тут выставлен лишь однажды в грандиозном и мощном «Гимне». Медленно начинаясь, каналы обрастают инструментами и громкостью, которая занимает весь объём вашей комнаты. Правильное решение для этой композиции: все ото всюду, постепенно погружают вас в звуковое облако. Десятка! Ощущения божественные. Вы на седьмом небе. Вот и всё. Правильные решения закончились, начались компромиссные. Или миксеры сами не понимают то, что делают? Вторая градация по этому критерию: «почти баланс», слегка уловимый дисбаланс, или выравнивание во время припевов. Порой усиленные барабаны во фронтах тянут «одеяло» на себя. Назову эти номера: 2, 3, 6. Получается, что в оставшихся семи дисбаланс. Да, чистых десяток больше не будет!
2. Статика. Тылы, помимо обильного эха, содержат подпевки, синтезаторы, оркестровки. В Sea Of Tranquility так ещё внедрили лёгкую вокальную раскладку по каналам. Солисты (гитара и синтезатор), увы, чаще спереди.
Нельзя не разобрать хит “Блюз бедняка» (Poor Man's Moody Blues). Как и в «Гимне», здесь много, очень много, ревербераций, ваты-эха, окутывающего плотным туманом. Приятно. Но допущена непростительная ошибка: все играют спереди, дисбаланс, а в тылы залетают только вокальные пачки и «а-а-а-а-а…». Но хочется такого же головокружительного эффекта, как в «Гимне»! Даже соло-гитара «прибита» к центру, хотя, вылетев и покружив, смогла бы зажечь огонь. Не ясны причины неудач в некоторых треках с относительно низкими оценками. Как вы догадываетесь, в них дисбаланс, в тылах отголоски инструментов и эхо. Потеряли оригинальную мастер-ленту?
3. Динамика. Радуемся запущенному, опять-таки однажды, в полёт flanger effect-у в Leper's Song.
Вывод.
Подведу итоги списком. Не часто это делаю, но тут случай особенный - любимый альбом.
1. Hymn = 10;
2. Love is Like a Violin = 9/10;
3. Friend Of Mine = 7/8;
4. Poor Man's Moody Blues = 8/9;
5. Hard Hearted Woman = 8;
6. Sea Of Tranquility = 9;
7. Spirit On The Water = 8;
8. Leper's Song = 7;
9. Taking Me Higher = 9/10;
Bonus Tracks:
10. Loving Is Easy (1977 version) = 5;
11. Our Kid’s Kid = 5.
Надеюсь, что я был не слишком субъективен. Здесь видно, что статистику здорово портят бонус-треки. Давайте не брать их в расчёт. Тогда по основному списку песен я получаю 9 баллов с натяжкой. Да будет так!
Резюме.
Когда этот альбом был выпущен, можно было сказать, что звучание BJH стало зрелым. "Gone to Earth" ознаменовал пик того, что сейчас можно назвать классическим периодом группы, за которым вскоре последует обязательный концертный сет из 2 пластинок и долгое, медленное затухание, обретение статуса жертвы панка и новой волны (как и для многих других) и прочих меняющихся времён и тенденций.
Посмотрите на это с другой стороны: по крайней мере, группа не пошла на попятную, чтобы радикально изменить свой стиль только в соответствии с модой того времени, и за этот небольшой акт неповиновения они заслуживают уважения и сочувствия. К тому же пластинка забита до отказа фирменным джентльменским звучанием, выразившимся в такой классике группы как "Hymn", "Poor Man's Moody Blues", "Sea of Tranquility", "Spirit on the Water".
В "Gone To Earth" участники BJH, развивая свой стиль смешали симфонический рок в "Sea"; фолк-рок в "Hymn", классический рок в "Leper's" и более коммерческий рок в "Friend of Mine" и "Hard". Вот какая удивительная и сбалансированная работа. В этом альбоме BJH показывают, насколько симфонический рок хорош и прост в старые семидесятые!
Другие многоканальные диски Barclay James Harvest и подобных групп:
Barclay James Harvest "Once Again" DTS 5.1: Лучше 40 раз «По разу»…
Barclay James Harvest "Octoberon" DVD DTS 5.1: Сказочная красота
Genesis "Trespass" DTS, SACD 5.1: Вторжение, прорыв и победа
Anthony Phillips "Wise After The Event" LPCM 5.1: Белочка и гольф
Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот
Mike Oldfield "The 1984 Suite" DVD 5.1: Сюита, которой не было
Σ = 9
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Marillion "Brave" Blu-ray 5.1: Бравая девушка и скучные все
Hugo Montenegro "Others By Brothers" & "Scenes & Themes" SACD 4.0: Волшебный ARP
Deodato "Deodato 2" SACD 4.0: Равель и Гершвин в одном флаконе
Paul Mauriat "El Bimbo & Toccata" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №1
Chicago "Chicago X" Blu-ray 4.0: Шоколадка
Porcupine Tree "Fear Of A Blank Planet" MLP 5.1: Недетские проблемы
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!