Для ведославной традиции мимо текущая история России — это только миг, а наши жизни — это малые искры, сгорающие во тьме времён... И следует заботиться о доброй памяти, что останется после нас... Носители традиции во все времена заботились об этом — их деятельность направлялась на культуру. Это и краеведение, и музейное дело, народное искусство.
На первый взгляд дело это не слишком заметно. Им занимались и занимаются в десятках маленьких городов самые обычные люди: учителя, музейщики, малоизвестные провинциальные поэты, писатели и художники… Но именно они-то и не позволяют окончательно заснуть русской душе…
Вспомним, кстати, при советской власти народной традицией занимались не единицы, а сотни и тысячи подвижников. Целые институты! За эти годы накоплены горы фольклорного, краеведческого материала, который, к сожалению, теперь лежит почти невостребованный и плохо доступный...
Сужу об этом по тому, что происходит с материалами о нашей, волжской традиции. Многие ценные фольклорные материалы профессора В.Н. Марохина из Нижегородского университета, с коим мы сотрудничали ещё в 70-х и 80-х, до сих пор не изучены и не разобраны. Только малая их часть была опубликована в книге «Мифы древней Волги» (Саратов, 1996).
* * *
Здесь следует сказать ещё несколько слов о хранителях традиции из моей семьи. О том, что происходило в нашей ветви традиции и в прошлом, и в минувший век.
Моя малая родина — это село Сокольское, что на границе Нижегородской, Костромской и Ивановской областей. В наших заволжских краях поныне сохранились и старые берендеевские фамилии.
Из некогда многочисленного рода Асовых в селе Сокольском теперь живёт только Галина Павловна Асова, приёмная дочь брата моего деда. Другие Асовы либо поменяли фамилии (женщины, вышедшие замуж), либо уже умерли, — одни погибли в Великую Отечественную, другие репрессированы. Подробно об этом роде я рассказывал в прошлой статье.
Там же приведена и запись (на плёнку) старейшей в нашем роду Анны Платоновны Асовой, жившей в деревне Пушкарёво с самого рождения и до 95 лет. Согласно этой записи и рассказам отца, мой дед, Иван Платонович Асов, в 15 лет, то есть в 1912 году, переехал от своей семьи, из Пушкарёва, за Волгу — к своему деду, Григорию Асову, в Будыри, под Юрьевец. В тот год скончался его отец Платон, жили они скудно и потому его переманили в более богатую семью деда.
Потому, кстати, сама Анна, оставшаяся в прежней семье, в Пушкарёве, о жизни в Будырях мало что знала, да и женщин в дела общины никогда не посвящали...
Григорий Асов в то время был глубоким старцем (около ста лет) и вскоре умер. Был он «кормчим» юрьевецкого хлыстовского «корабля», — между прочим, имевшего отношение и к кораблям обычным, второй его сын (брат Платона) был капитаном на одном из волжских судов. Вообще эти «духовные корабли», бывшие также и артелями, занимались с незапамятных времён строительством судов на Волге. По той же линии потом пошёл и мой отец, ставший инженером-кораблестроителем.
Но вернёмся к деду. Вначале Иван Платонович Асов пошёл по духовной стезе, получил посвящение в общине, потом женился на Ольге Высоцкой (Высотской) из старинного дворянского и священнического рода Горских-Высотских и тогда, дело было уже после революции, был выбран председателем колхоза.
Там же, после смерти Григория, воспитывался и мой отец , до тех пор пока общину не разгромили, а всех Асовых репрессировали в 1938 году. Ольге Высоцкой и моему отцу с сестрою (они были ещё детьми — ей четыре, а ему девять лет) удалось выжить, так как они скрылись в костромских лесах за Буем, в глухом скиту у родственников...
Из дальних родственников наших интересны роды с древней фамилией Бусовых, Бусиных, Бусиновых, а также Буслиных, Буславиных, Бусаровых и т.п., корень коих восходит к имени князя Буса. Есть даже люди с редкой фамилией — Бусь (юрьевецкий род).
Следует упомянуть и род Буслаевых. Известен он, например, знаменитым филологом, палеографом, исследователем древних славянских манускриптов и славянофилом Фёдором Ивановичем Буслаевым (1818–1897). Также одним из первых русских поэтов — дьяконом Московского Успенского собора Петром Буслаевым, который в 1734 году опубликовал поэму «О переселении в вечную жизнь баронессы Марии Строгановой» (между прочим, содержащую отклик и на недавнюю кончину «богородицы» Анастасии Карповны, о чём я как-то рассказывал).
Кроме этих родов, нам родственны роды Высотских (иначе Высоцких), имевших также и белорусско-польские корни, — шляхтецкий польско-русский род, восходящий и к Рюриковичам. Кстати, есть и исследования, возводящие корни барда Владимира Высоцкого к тому же русско-шлехтецкому роду Высоцких («Вагант-Москва», № 4,5,6, 2000), а не (или не только) к Бульковштейнам из села Высокое, о чём так много пишут ныне в интернете, хотя всё это может быть и "легендами", не подкреплёнными документами.
В этом же роду по линии моей бабушки Ольги Высоцкой было немало священников, в том числе мой прадед, о. Михаил Высоцкий, бывший казначеем у патриарха Тихона в начале XX века, когда тот ещё служил в Костроме.
А также известный исследователь хлыстовства — писатель Николай Гаврилович Высоцкий, живший в XIX веке. Вообще, костромские Высоцкие — род, наследующий местную традицию. И на Волге под Костромою они известны с XVI века, когда основатель этой ветви рода Автоном Высоцкий получил во владения поместья у города Галича. Внук его, костромской городовой дворянин Василий Иванович, был убит при осаде Смоленска в 1634 году;
Они же в Смуту способствовали воцарению династии Романовых. И потом всячески напоминали о своих заслугах на празднованиях юбилеев династии. Заслуги эти были, потому следующее поколение Высоцких стали боярами-стольниками, — например, при Петре I. Потомство их внесено в VI часть родословных книг Московской и Херсонской губерний (Гербовник, VII, 52).
А по церковно-приходским книгам сей род даёт такой ряд имён в сём ряду Высоцких по прямой: Яков (до 1720); Гаврила (род. до 1740); Иван (род. 1770); Василий (1795-1838); Евгений (1823-1848); Михаил (1845-1926)...
Высоцкие, похоже, отслеживали и потомков старой берендеевской и уже не признаваемой династии Асеней (т.е. Асовых), что возглавляли местные «хлыстовские корабли». Об этом мне рассказал и отец со слов Ольги Сергеевны Высоцкой. Этим оправдывался в их семье её брак с простым каменщиком, сыном бурлака, Иваном Асовым, — тот, похоже, также принадлежал к отверженному княжескому роду.
Известно также, что древняя родовая усадьба Высоцких под Галичем перешла и моему прадеду Михаилу Евгеньевичу (1835—1922)... По рассказам, она представляла собой двухэтажный дом с флигелем, старинной библиотекой и садом, служившая также и местной приходской школой. Также им принадлежал участок леса — как-то отец свозил меня туда.
Отец Михаил пережил революцию. Он был лишён всех прав состояния, вместе с фамилией был выселен из родовой усадьбы и тогда переехал к сыну, в село Борисоглебское. В подвале своей родовой усадьбы, как гласит семейное предание, — он закопал свой родовой массивный золотой крест. Между прочим, действовал он согласно легенде, чтобы потомки этот крест отыскали (в ведических легендах такой крест и «Книгу Вед» отыскивает Семаргл Сварожич). Теперь на месте той усадьбы Высоцких — жилой микрорайон.
В нашей семье в отношении потери той родовой усадьбы и леса особых сожалений не было (библиотеку отчасти спасли). Это же не доходы, а, в основном, заботы о земле и лесе, — а раз страна избрала другой исторический путь, значит, так и должно быть...
* * *
О нижегородско-костромских родах Асовых и Высоцких можно прочесть также в книге местной учительницы и краеведа Людмилы Громовой "Земля Валовская. Люди и судьбы". (Н-Новгород, 2015). На стр. 21 и др. упоминаются братья Михаил и Павел Асовы.
И ещё. В 2022 году также вышла книга "Родословная Высотских. т. 1. Высотский П.А., Галкин А.С., Морозова И.В. (Иваново, 2022).
А о знаменитом в старину роде Горских расскажу в следующей статье...
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:
В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".
Новинка: "СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ. Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница."