Продолжаем рассказ о предках и их отношении к традиции... Было рассказано об Асовых и Высоцких, теперь поговорим о другой ветви, о Горских, кои оставили ещё более заметный след в истории.
Древнейший из известных мне сегодня Горских был архипресвитер Кракова Яков Горский, живший в XVI веке и написавший множество богословских (в духе арианства) и исторических трудов на латыни. Эти труды, инкунабулы, есть и ныне в знаменитой Ягеллонской королевской библиотеке, одной из старейших в Европе. В экслибрисах на книгах Яков Горский использовал свой родовой герб «Шелига».
Горские — это древний и славный род, бывший в родстве также с королевскими родами Польши, и Руси. По преданию, родович их, рыцарь Шелига, жил в XIII веке. Герб этому рыцарю был пожалован королём Кракова — Лешеком II (1242–1288) его родственником (по сей линии Шелига выходит потомком выданной за польского короля Доброгневы, сестры Ярослава Мудрого).
Уходят корни этой ветви Горских и к т.н. "мужицкому королю" Стаху (Евстахию) Горскому. Он провозгласил себя королём по праву рода Рюриковичей... И было это в белорусском Полесье, в 1605 г. В том же году он был и убит... О нём в белорусских землях осталась легенда о "Дикой охоте короля Стаха" (о сём подробнее я уже рассказывал здесь)...
Посмотрим же, что это за герб Горских, который мы вправе считать своим. Корона на нём — символ королевской крови. Перья — символ священной птицы, в данном случае — Стратим, птицы Стрибога Сварожича и покровительницы моряков. Однако эти перья имели и смысл обобщённый: Птицы Матери Славы и всех её детей — райских птиц.
Изображались перья на гербе Шелига в количестве трёх и пяти. Если пять — это символ пятого дня из седьмицы (семь дней означают семь рёбер-лучей у короны под плюмажем). Пятому дню, согласно «Песням Алконоста», покровительствует Ильм Купалень (потом св. Эльм, покровитель моряков).
А три пера — суть символ среды и, соответственно, Велеса-Дона, прародителя казаков-донцов. Дон потом стал и владыкой морей — Поддоным царём (у греков, Посейдоном). Его священный камень — зелёный перидот либо изумруд; он изображён на гербе под короною. На короне семиконечные звёзды Велеса.
Кстати, в целом герб Горских повторяет и герб рода Асеней — сарматских-боспорских царей династии Асандра, только луна там иногда изображалась рогами вниз либо там был символ солнца. Можно найти также сей герб и на шапке священного терракотового волка, найденного недавно при раскопках древнего сарматского (или таврского) святилища под Ялтой. Между прочим, и в двух шагах от дома, который я построил в дольменной зоне под Геленджиком, есть камень — с тем же символом.
Далее: на сём родовом гербе изображён не только крест, как бы символ католицизма, но и одновременно — меч; это также древнейший солнечный крест на Шелиге. Форма его русколанская (с утолщёнными концами), как и на многих аланских памятниках Северного Кавказа.
Эта форма была перенята потом и в мальтийском ордене, куда ушли многие наши рукописи. Он стоит, как на лодке — на символе Луны-Велеса вверх рогами, то есть на лунной ладье. И эта же ладья — суть также символ Звёздного корабля «Книги Коляды»… Этот символ стал прообразом и для формы морских якорей, и в тако виде вошёл в герб Санкт-Петербурга.
Вспомним в связи с сим текст из «Книги Коляды», что в самом начале «Веды Рода»: «Как малым-мало ныне мне спалось, да во сне волшебном привиделось. Будто в небесах, в звёздной выси, не челнок качался, не лодочка, проплывал там сам Ясный Месяц. Плыл по небу Месяц рогами вверх. Кормчий правил на правом роге — не веслом, а огненным посохом. А на левом был Камень Бел-горюч. И качался тот Белый Камень, только с рога того не падал...»
Кормчий с огненным посохом — суть Велес-Семаргл Сварожич, покровитель рода. И вся эта легенда повествует об обретении Пути Прави, открытом Семарглом на Кавказе, у Алатырь-горы (Белого камня).
Кстати, этот род герба Шелиги имеет отношение и к роду А.С. Пушкина, тот писал, что происходит от «Григория Пушки, который в XIII веке пришёл из Новугородка». Этот город белорусский, и тамошние Пушкины, живущие и поныне, — дворяне герба Шелиги. Выходит, у нас общие дальние предки и с Пушкиными. Да и вообще, если искать родственников с такой древности, — их десятки, если не сотни тысяч.
***
А как же Горские оказались на Волге? Есть основания полагать, что причиною (последней из причин) переселения Горских из Речи Посполитой, с Волыни, послужила резня 1653 года (через 20 лет они уже известны на Волге, — в 1677 году там родился основатель российской ветви нашего рода Семён Горский).
А тогда польский король Ян II Казимир отдал крымским татарам на разграбление православные монастыри Волыни, и все замки и владения тех аристократов (православных), что поддержали Богдана Хмельницкого.
Надо сказать, что ополячивание и окатоличивание старой русской аристократии здесь шло и ранее, уже сто лет, начиная 1569 г., с заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой, которой тогда и перешли земли Волыни, ранее принадлежавшие веротерпимой Литве. То есть Горские могли переехать и еще ранее, в один из периодов обострения отношений православных и католиков с 16-го по 17-й века.
А ещё раньше — до 1392 года, это была Галицко-Волынская Русь, коей правили полоцкие Рюриковичи, а в одном из уделов, в княжестве Друцком, названном по городу и реке Друте, — их ветвь Друцкие-Горские, или потом просто Горские… Некоторые из тех Друцких-Горских перешли в католичество, роднились с королями польскими и правителями литовскими, из них был и архипресвитер Кракова и проч.
И кстати, от имени Друцк происходит и старославянское название печатни: "друкарня". Именно с сих мест происходят многие первопечатные книги. Отсюда и интерес наших родов к книгам, письменной традиции...
* * *
После вхождения Украины в Московию (затем в Российскую империю) часть Горских перешла в православие и также достигла известности. Так, один из Горских, отец Феофилакт, был архимандритом в Переславле-Залесском в середине XVIII в., и написал «Основы Православия» — книгу, переведённую на многие европейские языки.
Вообще, Горские дали отечественной культуре не одного, а целую плеяду, писателей и учёных-богословов, историков.
Самым известным из них был — по линии прабабушки, Софьи Ивановны Горской, — Александр Васильевич Горский (1812–1875). Точная степень родства сейчас трудно определима, но то, что он из той же костромской семьи Горских, несомненно. И вскоре, очевидно, я стану его близнецом во времени (если, конечно, отпущу окладистую бороду и перестану подстёгивать иммунитет)… Да и занимались мы чуть ли не одним и тем же.
Александр Васильевич Горский родился 16 августа 1812 года в семье протоиерея города Костромы. Учился в Костромском Духовном училище и Костромской Духовной семинарии. В 1828 году был переведён из семинарии в Московскую Духовную академию, где и стал впоследствии ректором. Вёл службы в Архангельском соборе в Кремле. Также он был назначен библиотекарем Московской Духовной академии. Его стараниями значительно пополнилась академическая библиотека.
Четырнадцать лет Александр Васильевич Горский (совместно с К.И. Невоструевым) работал над «Описанием славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». Результатом титанической работы явились четыре объёмистых тома, в которых подробно описано более трёхсот сорока рукописей. До сих пор этим трудом пользуются учёные-слависты, в том числе и я.
Он оставил много работ об античной славянской истории, письменах, южнославянских диалектах и источниках, первым опубликовал рукопись о походе Бравлина на Сурож, о нападении славян на Амастриду. Прослыл еретиком за исторический подход к толкованию церковных догматов...
А.В. Горский был членом многих учёных обществ: Императорского археологического общества, Общества любителей древнерусской письменности. Скончался 11 октября 1875 года и был погребён на академическом кладбище в Троице-Сергиевой лавре.
Сама же прямая линия нашего рода Горских (по версии, как её раскопали ближние родственники) даёт такой ряд имён: Семён (1677-1785); Пётр (1742-1790); Александр (1796-1840); Пётр (1827-1882); Иван (1852-1906). Правда, есть и параллельная версия, которую раскопали более дальние родственники (она обсуждалась тут)...
Если окинуть беглым взглядом все родственные линии, можно вспомнить и такой любопытный факт. В селе Борисоглебское, рядом с Завражьем, в том же Христо-Рождественском храме при моих прадедах Горских, бывших там священниками, дьячком служил некто Матвей Андреевич Флоренский — прадед известного богослова Павла Александровича Флоренского, — они также нам родня, и не дальняя.
Кроме Высоцких, Горских, среди костромской (а по происхождению берендеевской) интеллигенции с нами в родстве также Тарковские-Вешняковы. Последний род, известный поэтом Арсением Александровичем и кинорежиссером Андреем Арсентьевичем, имеет корень в том же селе Завражье, откуда родом и мой отец. Андрей Тарковский родился в этом селе в 1932 году, а мой отец в 1930-м.
В тех сёлах интеллигенции всего-то и было две-три семьи… Но какое значительное влияние они оказали на культуру России! Эти имена помнит и сейчас каждый образованный русский…
Тайная духовная традиция передавалась в наших родах через воспитание, через открытие духовных возможностей, заложенных в человеке.
И, конечно, разные роды хранили разные части традиции, родовые предания...
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе .
Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".
Новинка: "СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ. Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница."