Миллионы жителей Германии в свое время поверили в то, что есть два сорта людей: одни от рождения принадлежат к особой, привилегированной расе, призванной повелевать, а другие – это люди второго сорта, люди-животные, которые нужны только для того, чтобы служить представителям первой расы. Есть еще и люди третьего сорта, наихудшего, – они вообще подлежат уничтожению. Вдохновленные идеей своего превосходства немцы натворили много бед во всем мире.
Это же надо уметь так обработать мозги населению многомиллионной страны! Тут хорошо потрудилось министерство пропаганды нацистской Германии во главе с Йозефом Геббельсом. Посмотрим, как нацистскому режиму удалось достичь таких результатов.
Министерство пропаганды
В 1933 году было создано Министерство пропаганды (Имперское министерство народного просвещения и пропаганды, если точнее). Отныне оно регулировало всю общественную мысль в Германии.
Структура Министерства была очень разветвленной. Оно контролировало СМИ (в те годы это были газеты и радио), искусство (театр, кино, музыку, литературу, изобразительное искусство, даже народное творчество). Имелся в Министерстве заграничный отдел и отдел туризма.
Собственно пропагандой занимался отдел политической пропаганды. В него входили такие сектора: съездов, выставок, по связи с Управлением пропаганды НСДАП, по связи с партийной канцелярией, по связи с местными управлениями пропаганды, по культурной пропаганде, политической пропаганды, пропаганды среди этнических немцев, цензуры СМИ, расширения германского этноса, пропаганды в здравоохранении, пропаганды расовой политики, пропаганды социальной деятельности.
В структуру Министерства входила также высшая политическая школа, занимающая подготовкой пропагандистов.
Доступ к информации
Таким образом фашистское правительство получило полный доступ к информации. Отныне во всех областях деятельности, которые могут оказывать влияние на общественное сознание, стали озвучиваться только нацистские идеи. Газеты, несоответствующим им, закрывались.
Одновременно был ограничен доступ, а то и перекрыт доступ к иным, негерманским, ненацистским СМИ. За прослушивание иностранных радиоканалов в Берлине получили сроки полторы тысячи человек. Кое-где за прослушивание иностранного радио грозила смертная казнь.
Книги негерманских писателей сжигали. Из всех сфер искусства и науки упоминания о евреях вычеркивали.
Принципы Геббельса
Геббельс сформулировал три принципа пропаганды: простота, повторение, живая речь.
Простота
Главные постулаты, которые нацисты старались вбить в головы своим согражданам, были очень просты:
- Немецкая нация – великая, привилегированная.
- Адольф Гитлер – великий.
- Прочие нации – ничтожны. Евреи, цыгане и коммунисты (последние считай русские) не просто ничтожны, они – виновники всех бед Германии.
Массам, как считал Геббельс, понятны только простые отношения: друг или враг? Поэтому в Германии планомерно работали над созданием образа врага в массовом сознании.
Повторение
Принцип повторения использовался без всяких ограничений. Нацистские лозунги вдалбливались в головы немцам везде и всюду.
К примеру, Министерство пропаганды прилагало большие усилия к тому, чтобы в каждой немецкой семье был собственный радиоприемник, из которого непрерывно лились бы потоки нацистской пропаганды. Нацистские речи с помощью радио и громкоговорителей постоянно транслировались в общественных местах.
Живая речь
Под принципом живой речи Геббельс понимал то, что массы более восприимчивы к звучащей речи, чем к печатному слову. Поэтому такое внимание он уделял радио и кино.
В соответствии с принципом живой речи в Германии постоянно организовывались многочисленные собрания, пафосные многолюдные мероприятия нацистской партии и тому подобные массовые мероприятия, где непрерывно звучали соответствующие лозунги.
Методы нацистской пропаганды
Методы пропаганды использовались самые разные, причем об этичности этих методов никто не задумывался. Все пропагандистские методы можно разделить на две группы:
Рациональные методы – воздействие на умы. Здесь применялись такие методы, как ложь и искажение фактов. Часто привлекались авторитетные эксперты, чтобы убедить массы в правильности нацистских утверждений. Нацисты вовсю использовали провокации. Так переодетые в польскую форму эсэсовцы напали на немецкую радиостанцию. Обвинив Польшу в нападении, немецкая армия оправдала свою военную агрессию на страну.
Эмоциональное воздействие. Нацистские деятели стремились вызвать эмоциональный отклик у своей аудитории – гордость за Германию и немецкий образ жизни, страх потерять привилегированное положение, желание достичь всемирного господства, ненависть и презрение к другим народам и т. п.
Геббельс считал, что эмоциональное воздействие на массы гораздо эффективнее, чем рациональное.
Поддержка из-за рубежа
Сегодня, по прошествии многих лет, когда много тайное стало явным, уже известно, кто из-за рубежа спонсировал и морально поддерживал нацистов с их дикими идеями, кто подталкивал нацистов к войне с Советским Союзом, кто наживался на этой войне, кто пригрел у себя оголтелых нациков после их поражения.
На мой взгляд, без зарубежной поддержки, только собственными силами, Гитлеру и его приспешникам так обработать массы людей в Германии все-таки бы не удалось. Как вы думаете?
Идеология японского милитаризма в годы Второй мировой войны
Американская мечта как основа идеологии США