Найти тему
Историк-любитель

Влияние пропаганды нацизма на неокрепшие умы

Оглавление
*Небольшое замечание от автора - демонстрация символов национал-социализма несёт лишь историко-просветительское значение. Никакого оправдания национал-социализму автор не выражает и не будет*

Март 1945 года. Солдаты союзных войск уже у ворот в Германию, но агонизирующий нацистский режим всё ещё не желает сдаваться. Третьему Рейху необходима была подпитка свежими силами, но немцы уже устали от войны - оставалась лишь надежда на юнгфольк. Но речь пойдёт не об организации в целом, а об одном её участнике - Альфреде Цехе.

Члены юнгфолька и гитлерюгенда выстроены в саду перед Фюрербункером. Изображение в свободном доступе.
Члены юнгфолька и гитлерюгенда выстроены в саду перед Фюрербункером. Изображение в свободном доступе.

Кто он такой?

Альфред Цех - обычный 12-летний мальчишка из деревни Гольденау (ныне Злотники в Опольском воеводстве Польши), который в одночасье стал знаменит по всей Германии. Прославился он благодаря двум своим поступкам (на благо Германии, конечно же) - он выдал гестапо одного из своих односельчан, подозревая в нём “русского шпиона”, а спустя несколько дней, когда бои с Советской армией уже шли недалеко от окраины деревни, он совершил героический для ребёнка поступок - на обычной телеге вручную вывез дюжину раненых немецких солдат.

А вот дальше пошла в ход государственная машина пропаганды. Именно благодаря ей мы с вами знаем о видеосъёмке, когда Гитлер лично награждает молодых ребят Железными крестами. А дело обстояло так - два десятка молодых ребят, возрастом от 12 до 18 лет (все - члены юнгфолька и гитлерюгенда) были привезены в сад перед Фюрербункером (последним местом жительства Гитлера) и выстроены парадным строем. Спустя какое-то время, под объективами фото и видеокамер в сад вышел сам фюрер и глава гитлерюгенд Артур Аксман с ординарцем, несущим полный поднос медалей.

Эта фотография сделала мальчишку из деревни "звездой" в одночасье. Фотография в свободном доступе.
Эта фотография сделала мальчишку из деревни "звездой" в одночасье. Фотография в свободном доступе.

Детишкам было строго-настрого рекомендовано молчать, если к ним не обращаются, стоять по стойке “вольно” разрешалось, но запрещалось приветствовать Гитлера в нацистском стиле. Сам фюрер, по воспоминаниям самого Цеха, не имел столь цветущего вида, как на плакатах и фотографиях - он вышел каким-то поникшим, сгорбленным. Левая рука его постоянно тряслась, и чтобы не показывать этого мальчикам, он прятал её за спиной. Из-за левой руки он не мог самостоятельно прикреплять награды - это делал Аксман, фюрер в свою очередь, лишь жал руку и благодарил мальчишек. Лишь увидев последнего в строю, он удивился - мальчишке на вид было лет 11-12, а он уже Железный крест заслужил! Но Гитлер лишь спросил, чем прославился этот мальчишка, а услышав краткий пересказ “подвигов” потрепал его за щёку и пожал руку. После чего он произнёс краткую, но ёмкую речь:

«Вы знаете, что речь идет о том, быть или не быть немецкому народу. Несмотря на тяжелое положение, я убежден, что в этих сражениях мы одержим победу прежде всего благодаря юному поколению, вам, мои ребята»

Потом он спросил, чего же они хотят? Все, как один, ответили “На фронт!”, после чего Аксман сказал - просите, что угодно, от имени фюрера вам это выдадут. Мальчишки попросили каждый для себя - кто-то продуктовый набор для родных, кто-то кортик СС, а кто-то - аккордеон. После этого Гитлер ушёл вниз, а мальчишек увезли в казармы. Через день их уже увезли по фронтам - Цеху предстояло воевать на границе Чехословакии, пока ещё не взятой. Но не срослось, его отправили во Фройденталь, на юго-запад Германии. Сейчас читатель может подумать - героический пацан, повоевал героически, наверное. Однако весь героизм мальчишки был надуман, и надуман специально для Deutsche Wochenschau, главного инструмента пропаганды Третьего Рейха. Министр пропаганды нацистской Германии, Йозеф Геббельс полагал вдохновить уставший от войны народ подняться против “красной угрозы”, используя два десятка мальчишек.

Дальнейшая служба

В этих же целях, член юнгфолька Альфред Цех был направлен во Фройденталь, намекать ветеранам боевых действий, воюющим чем придётся и как придётся (напомню, в 1945 году немецкая военная промышленность дышала на ладан, не было ни особо оружия, ни техники, ни боеприпасов ко всему этому) - вот перед вами 12-летний ребёнок, а у него уже Железный крест 2 класса, вручаемый за храбрость на поле битвы. Но ветераны уже явно видели крах Германии и нацистского режима, причём наглядно и явно лучше, чем партийные бонзы. Потому пацана не особо воспринимали всерьёз - даже наоборот, советовали подальше и побыстрее бежать от линии фронта, пока жив. Но тем не менее, учили обращению с винтовкой Маузера и Фаустпатроном.

Альфред Цех собственной персоной. Наверное, единственный или один из немногих, награждённых Железным крестом 2 класса, среди мальчишек его возраста. Фотография в свободном доступе.
Альфред Цех собственной персоной. Наверное, единственный или один из немногих, награждённых Железным крестом 2 класса, среди мальчишек его возраста. Фотография в свободном доступе.

Это же сослужило мальчишке плохую службу - когда к городку подошли советские войска, юный герой решил-таки показать, что не зря у него Железный крест, причём не абы какой, а фюрером выданный. По итогу - несколько пуль в груди, и его, полумёртвого, определяют в советский военный госпиталь. Правда, перед тем, как его нашли и подобрали, он успел сорвать с груди медаль и выкинуть её - мало ли что “красные” сделают, увидев её? Дальше было долгое лечение, денацификация (в смысле обработка на предмет отказа от нацистского прошлого) и долгий путь домой. Пешком шёл, прошёл 450 километров и добрался-таки до своего родного дома, в Польшу. Там он узнал, что его отца призвали в Фольксштурм (народное ополчение) и он погиб вскоре после ранения сына, а мать едва с ума не сошла от горя - муж погиб, сын в плену у “красных” (про нацистскую пропаганду я как-нибудь расскажу отдельно). Не имея никакого образования, Цех устроился разнорабочим, а чтобы не вызывать никаких подозрений, вступил в Польскую объединённую рабочую партию. Потом уже, когда пошла волна “десталинизации” (а по факту декоммунизации) польской политики, Цех перебрался в ФРГ, где вспомнил “славные дни” - купил на чёрном рынке Железный крест 2 класса, нашёл и распечатал фотографию, где он с орденом, и где Гитлер нежно теребит его юношескую щёчку. Дескать, не нацист я, товарищи, я просто детство своё отрицать не хочу. Было и было - что теперь поделаешь?

Заключение

Всё-таки верно говорят - пропаганда, особенно в младшем возрасте влияет на ребёнка на протяжении всей жизни. Хорошо, когда она направлена на созидание чего-то доброго и вечного, и плохо, когда она несёт элементы культа личности, как это было в Германии с 1933 по 1945 год. Да, Альфред Цех в масштабах истории оставил свой мизерный след, но при этом стал своеобразным орудием смерти - кто знает, сколько таких же мальчишек рванули на фронт после того, как он стал известен, и сколько из них осталось в живых?

С вами был Историк-любитель, оставайтесь на канале, поддерживайте лайками и комментариями - впереди ещё много интересного!