Продолжение. Начало – здесь.
Год 1987. Пучинские дачи «кипят» с самой весны. Народ строится, огораживается, сажает клубнику и смородину, общается и делится секретами садоводов и огородников.
Мотоциклов и автомобилей мало. Все в основном добираются на дачи на автобусах, которые предоставляет ГОК. Вместе с рабочими едут на дачи и руководители – Олег Владимирович Русаков, Яков Алексеевич Каледин, Владимир Иванович Трунтаев. Дачи сближают, сдруживают, объединяют по интересам.
Мы еще вполне себе молодая семья. Нам с мужем по 26 лет. Но мы тоже стремимся обустроить свой маленький садовый участок, который принадлежит только нам. Благодаря мужу сестры, который умудряется где-то договориться по поводу дефицитного кирпича, приобретаем стройматериал и в одно прекрасное солнечное мартовское утро, отправляемся на закладку фундамента. Конечно, мы совсем не строители. Но мой практичный муж, кажется, может все, и я спокойна. Я – подсобный рабочий. Отступили, как положено от соседских границ, выкопали и залили фундамент . Наша соседка – пожилая тетя Аня Горяйнова подходит к нам и желает помощи Божией. Ее добрые слова нас вдохновляют. Тети Ани давно нет на этом свете, но вот остались же в памяти эти мгновения! Мы с ней практически не общались. Просто знала, что муж работает с ее мужем в энергоцехе. Да и догадывалась, что они – наши далекие родственники по маме. Потому что ГоряЙновых, а не ГоряИновых, и в самом Лозовом, откуда родом, не так много. Но тогда разбираться было и некогда, и не очень интересно, и стеснительно. А сейчас уже не наверстаешь…
Каждому цеху и подразделению давали участки на определенной улице. Наша называется Длинной. Есть еще Железнодорожная, улица Строителей, Лесная, Малиновая. Кстати, на Малиновой получила участок моя младшая сестра Люба от управления. Эти участки поближе к Осереди, но на песке. А у нас земля, богатая черноземом.
Конечно, главным на даче был мой муж. Он знал, как сажать, где, сколько и когда. А я лишь выполняла поручения, данные указующим перстом. Он – парень деревенский, на земле выросший, я и не претендовала на другую роль. Потому и по-прежнему, не горела, в отличие от него. НО! Появился интерес тогда, когда начали получать первый урожай! И мне уже не надо было утром в воскресенье идти на рынок, чтобы купить детям стакан клубники или смородины. У нас теперь были собственные ягоды, которых хватало не только полакомиться свежими, но и сварить компот или варенье на зиму.
Интересно было, когда народ с ведрами и корзинками, полными клубники, собирался в ожидании автобуса на автобусной остановке. Каждый старался выложить наверх самые сочные и крупные ягоды, чтобы вызвать восхищенные возгласы и просьбы поделиться посадочным материалом.
Но самое главное – здесь было раздолье для детворы. Свежий воздух, песочек во дворе, друзья на соседних дачах.
Муж по-прежнему приезжает на дачу на мопеде. Мне же надо добираться на автобусе с ребятней после работы, забрав их из садика. Ничего нигде не успеваешь, потому что домой приезжаешь с дач уже в половине десятого вечера. Дачные автобусы я не любила – тесно, суетно, ведра, сумки…
Муж потихоньку строил, полол, поливал. Насажал яблонь и груш. А мы приезжали собирать урожай и потом перерабатывать его. Для инвентаря он поставил на участке металлическую будку. А сам домик строил постепенно, когда были время и силы.
В этот, по сути, первый год на нашей улице появилось лишь несколько домиков. Их хозяева были людьми пожилыми. Как-то у них проще, чем у нас получалось со стройматериалом, да и деньги были, чтобы нанять строителей «под ключ». Но таких, как мы, было гораздо больше. Строили в меру сил и возможностей.
В 1987 году у моих сестер – старшей и младшей появились дети с разницей в один месяц – у Галины это была Машенька – младшая в семье, ее третий ребенок. У младшей сестры Любы –родился первенец – Ксюша – беспокойная, крикливая, не дающая покою ни днем, ни ночью. Кстати, у нас все первые детки такие – очень беспокойные.
И так как добираться на дачу после работы было всегда проблематично, я ее доверила своему практичному мужу, который сразу с работы уезжал на фазенду. А мы – сестры – с детьми и колясками встречались по вечерам у родителей в нашем отчем доме на улице Лермонтова. Телефонов тогда не было, а жить друг без друга не могли. Потому и встречались практически ежедневно за вечерним чаем, который к нашему приходу заваривал отец по всем правилам, а мама готовила угощение в виде пряников и булочек. К концу лета я поняла, что и у нас скоро будет пополнение – третий ребенок. И в этом году я так и не стала заядлой дачницей-огородницей.
Продолжение следует.