Найти тему
Data Governance для чайников

Data Governance - Владельцы данных

Оглавление

Обновлённый вариант статьи опубликован на бусти.

Кто такие владельцы данных, как их назначают и за что они отвечают? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо раскрыть понятие владения: в первую очередь это ответственность за качество данных, которая выражается в создании новых, контроле существующих и исправлении ошибочных данных. А теперь нужно определиться с объектом владения, для этого необходимо понять, какие существуют подходы к владению данными.

Подходы к владению данными

Чтобы определиться с подходом к владению, нужно выполнить три последовательных шага:

  1. Определить границы владения: область, в которой устанавливается владение, должна быть четко очерчена и понятна всем в организации. Границы может определять, например, 1 - оргструктура, 2 - бизнес-процесс, 3 - продуктовая линейка, 4 - бизнес-сервис и т.п.
  2. Необходимо выделить атомарные единицы управления данными внутри этих областей - объекты данных, например, 1 - бизнес-сущности, 2 - сервисы, 3 - продукты.
  3. Установить правила владения объектами данных: 1 - все данные в периметре объекта данных, 2 - только свои данные, т.е. те, которые создаются и контролируются владельцем данных, 3 - только свои данные и те, которые изменяются в периметре ответственности.

Самое оптимальное сочетание - это Бизнес-сервис (1.4) -> Бизнес-сущность (2.1) -> Мастер-объект (3.2).

Владелец данных - новая роль

Владелец данных – это новая роль, которая совсем недавно появилась в цифровом бизнесе. Данные сами по себе останутся безликими, пока мы не определим бизнес-контекст, внутри которого они живут. Именно он придает данным смысл. Поэтому владелец бизнес-сервиса или бизнес-процесса является первым претендентом на роль Владельца данных. Как правило, это стратеги, бизнес-эксперты и лидеры изменений во вверенных им областях деятельности. Но данных очень много! Чтобы удобнее было управлять их массивом внутри одной бизнес-области, владельцам просто необходимо будет описать данные своей предметной области и для начала выделить бизнес-сущности – оцифрованные объекты реального мира. Все бизнес-сущности должны обладать жизненным циклом, свойствами и характерным поведением, т.е. они выделяются из общей массы данных. Значения, которые может принимать Бизнес-сущность, называют Экземплярами сущности.

Выделение бизнес-сущностей преследует две важных цели:
первая - смысловая группировка свойств вокруг объекта данных, что обеспечивает точность и полноту описания бизнес-сущности;
вторая – маркировка данных по принципу "свой - чужой", т.е. поиск и идентификация в общем массиве данных только тех, которыми управляет Владелец, которые являются информационным активом во вверенной ему бизнес-области.

Правила владения - "свой - чужой"

Что значит принцип "свой - чужой" разберем на примере бизнес-сущности "Сотрудник". Бизнес-сущность «Сотрудник» фигурирует во многих процессах: это может быть Клиентский менеджер, Аналитик, Рекрутер. Кто же будет Владельцем бизнес-сущности «Сотрудник»? Только тот бизнес-сервис, внутри которого установлены правила появления этой бизнес-сущности, а именно процесс "Прием на работу". Все прочие бизнес-области просто заимствуют бизнес-сущность «Сотрудник». Для процесса «Прием на работу» бизнес-сущность Сотрудник является «Своей», для прочих областей знаний она переиспользуемая. За все ошибки, которые возникают с экземплярами бизнес-сущности «Сотрудник», отвечает Владелец бизнес-сервиса «Прием на работу», он же контролирует качество данных.
Если в вашем бизнес-сервисе много "чужих" бизнес-сущностей, необходимых для функционирования вашего процесса, то вам нужно будет выставить SLA качества к владельцам таких данных. Но не забывайте, что такие же требования к качеству ваших данных могут предъявить другие владельцы, поэтому важно понимать, чем вы владеете и уметь поддерживать качество своих данных на должном уровне.

Мы обсудили вопрос владения данными только с ракурса ответственности за качество данных, но есть и другая сторона - это владение ценным информационным активом, который можно продать, поменять или ещё как-то монетизировать факт владения. И чем качественнее и доступнее будут ваши данные, уважаемые владельцы, тем больше найдётся желающих их приобрести :)

Поддержать канал | Подписаться на скачивание файлов | Читать в телеграм

Data Owners
Data Owners