Найти тему
Наука и фантастика

"А мне летать охота": воспоминание о деревенских летунах

Летун на параплане над Высоким берегом в Анапе. Фото моё, 2019.
Летун на параплане над Высоким берегом в Анапе. Фото моё, 2019.

Написала я недавно про "мечту о летательной машине" Леонардо да Винчи и вспомнила не только полеты на красивых парапланах над Высоким берегом в Анапе (интересно, летают ли там сейчас?), но и то, что происходило в подмосковных полях чуть пораньше, в 2010 году (а сейчас уже не происходит по многим причинам).

В то время возле деревни, рядом с которой находится наша дачка, были огромные поля - земли сельхозназначения, которые запрещалось застраивать. Использовались они, правда, как-то вяло. В советское время там растили кормовую кукурузу; в удачные теплые годы она в августе дозревала до молочной спелости, и можно было, идя мимо, слегка ею полакомиться (много не съешь, это не те початки, которые варят и солят).

Потом поля заросли бурьяном и разнотравьем. Это было красиво. Кое-где, близ деревни, на окраине полей паслись козы и коровы (сейчас не осталось ни одной).

Фото моё, 2007
Фото моё, 2007

Через эти поля мы ходили то в лес (он на дальнем плане), либо на пруды, расположенные в лесу (Голубое озеро и Лесное озеро).

И вот как-то раз вечером в 2010 году возвращаемся из лесу и видим на поле... летательный аппарат. Дельтаплан. И даже не один! Другой жужжал над головой в воздухе.

Фото моё, 2010.
Фото моё, 2010.

Возле леса мы углядели лагерь какой-то компании на джипах, с палатками (возможно, справляли праздник). Один лихой дядька примчался на "Ниве", чтобы приобщиться к воздухоплаванию, и начал выяснять цену вопроса и прочие подробности. "А мне летать охота!", как поется в мультфильме про Водяного.

Мы с сыном наблюдали за аттракционом, я снимала на фотоаппарат - никто не возражал.

Из невольно подслушанной беседы я не узнала цены полета для пассажира, но поняла, что летали планеристы просто так, безо всяких разрешений и лицензий (и, естественно, пассажира никто страховать не думал и в случае чего все риски - за свой счет).

Дядька всё-таки полетел. А пилот, видя, что я снимаю, демонстрировал в воздухе всякие фигуры и виражи (надеюсь, не опасные - во всяком случае, приземлились благополучно).

С пассажиром. Фото моё.
С пассажиром. Фото моё.

Мой сын тоже жаждал острых ощущений. Но, во-первых, у меня с собой не было никаких денег (зачем они в лесу?). Во-вторых, отпускать чадо с неизвестным человеком безо всяких гарантий - опасно. Самое большее, что мы могли - сфотографироваться на фоне леталки.

Фото моё.
Фото моё.

С тех пор мы неоднократно видели в вечернем небе над полями какого-то одинокого планериста. Он никого не катал, просто совершал облеты окрестностей. Видимо, ему в воздухе было хорошо.

Не знаю, имел ли он какую-то лицензию. Может, и нет. В те идиллические времена в воздухе еще витала какая-то свобода, и никто этих самодеятельных летунов не преследовал.

А потом всё кончилось.

Полей тех больше нет. На их месте плещется Мезозойское море (это я его так зову).

Фото моё, 2023. Деревня - на другом берегу. Вместо поля - вода. А лес у меня за спиной, над берегом.
Фото моё, 2023. Деревня - на другом берегу. Вместо поля - вода. А лес у меня за спиной, над берегом.

Никакие планеры тут больше не летают. Зато часто летают вертолеты разных ведомств. А над огромным водоемом пролегает самолетная трасса. И самолеты тоже всякие - от "кукурузников" до современных пассажирских судов и военных машин (тут относительно недалеко - аэродромы Жуковский и Монино).

Снято в 2020 году. Тогда у меня был фотоаппарат с хорошим зумом.
Снято в 2020 году. Тогда у меня был фотоаппарат с хорошим зумом.

Вот так мои любительские снимки внезапно превратились в исторические свидетельства, запечатлев вид местности, которая неузнаваемо преобразилась, и род занятий некоторых людей, которые ныне ничем таким в наших краях не балуются. Конечно, какие-то клубы планеристов, думаю, остались. Но с летательными аппаратами теперь всё непросто.

--

Мечты сесть в легкий аппарат и полететь, куда хочется, реализованы героями моей космооперы "Хранительница". На благословенной планете Тиатара главный вид транспорта, и личного, и общественного - легкие летательные машины, которые там без разбору называют "флаерами", то есть "леталками". Права на управление флаером можно получить лет в 15-16, сдав экзамен. Но летают по выделенным трассам и указаниям диспетчеров, так что никакого столпотворения в воздухе не происходит. Можно нанять флаер с водителем (типа арэротакси). Есть общественные флаеры, многоместные (типа воздушных маршруток). А у богатых жителей планеты имеются даже собственные флаеры, но таких немного: удовольствие не дешевое, их ведь нужно содержать и ремонтировать. Служебные персональные флаеры полагаются считанным официальным лицам - ректорам Межгалактического университета и представителям Межгалактического альянса.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".