Если кто-нибудь однажды решит гарантированно вызвать у меня острый приступ ностальгии и одновременно захочет поднять настроение, пусть назовёт только одну фамилию: Огородников. Человек-легенда. Великолепный иллюстратор, оформлявший детские книжки, и искромётный, лёгкий, блестящий карикатурист, в разное время сотрудничавший с изданиями "Весёлые картинки", "Мурзилка", "Работница", "Здоровье", "Крестьянка". Но его профессиональный взлёт состоялся в "Крокодиле". Уникальный стиль художника без труда узнает любой, кто хоть раз видел его рисунки в этом сатирическом журнале. Работы Германа Ивановича были не только злободневными, а ещё гомерически смешными и запоминающимися. В январе замечательному Мастеру исполнилось 85 лет. Несмотря на возраст, он до сих пор увлечённо рисует, наставляет молодых художников, а к Новому году обязательно создаёт поздравительную открытку, которую отправляет всем родственникам, друзьям и знакомым.
Герман Огородников родился в 1938 году в деревне Карлыган Республики Марий Эл. Его первая карикатура появилась в журнале "Пачемыш" ("Оса"), когда начинающему художнику было 19 лет. После окончания в 1961 году Казанского художественного училища и дополнительных курсов он жил и работал в Татарии.
В 1964 году, после семинара молодых художников в Москве, на котором Огородников представлял "Чаян", его заметил и пригласил к сотрудничеству "Крокодил". В то время попасть туда на работу было заветной мечтой любого карикатуриста. Разумеется, Огородников согласился.
В течение трёх лет Огородников по заданиям редакции колесил по стране, а в 1968 году, после сделанного небольшого перерыва, стал постоянным автором журнала почти на три десятилетия.
Любой рождённый в Советском Союзе помнит, как оформляли доставку периодики. Это вам не современные технологии, когда для получения оповещения о появлении новых статей достаточно одного клика. Тогда, определившись с выбором, граждане с началом подписной кампании шли на почту и, выстояв очередь, заполняли многочисленные бланки, чтобы получать любимые издания. Причём делали это вдумчиво и серьёзно, стараясь, чтобы у каждого в семье было что почитать.
Советские люди любили хорошо посмеяться: "Крокодил" получали почти в каждой семье. Неудивительно, что фамилии талантливых журналистов и художников издания были у всех на слуху. За их работами увлечённо следили, мешками слали письма в редакцию, спорили, предлагали новые темы.
В лице Германа Огородникова старейший сатирический журнал страны, который выходил тиражом 6,5 миллионов (!) экземпляров, получил нового блестящего карикатуриста с редкостным чувством юмора. В отличие от многих своих коллег по цеху, он был наделён не желчным сарказмом, а, скорее, умением виртуозно подтрунивать над окружающими.
За этот редкий дар и талант Германа Ивановича узнала и полюбила, без всякого преувеличения, вся страна.
"Ах, неординарен был Огородников. И случись ему в старопрежние времена быть иллюстратором «Капитала» Маркса - много больше поклонников марксизма теперь имели бы мы", - писал о нём знаменитый фельетонист "Крокодила" Александр Моралевич.
Хороший знаток психологии, Огородников будто подносил к лицам соотечественников зеркало, которое, не говоря ни слова, показывало самую неприглядную правду.
Неэффективные партийные функционеры, ненасытные в своих аппетитах "несуны", хронические алкоголики, тунеядцы, а потом сменившие их кооператоры, бандиты, дорвавшиеся до власти продажные чиновники и хапуги, возомнившие себя хозяевами жизни нувориши - каждый из героев его карикатур был тем лицом, которое отражало его беспощадное зеркало.
С середины 80-х годов прошлого века по его рисункам можно было проследить, по каким ухабам "перестройки и нового мышления" пришлось нестись нашей стране, чтобы потом сделать новый, ещё более крутой и опасный вираж.
С ликвидацией СССР разрушился и прежний уклад жизни его граждан, которые с трудом вписывались в новые капиталистические реалии с кооперативами, рэкетом, приватизацией и сомнительной системой ценностей.
Работая на сломе одной эпохи и рождении новой, Огородников создал, наверное, свои самые запоминающиеся, меткие и острые карикатуры.
Пропитанные нитратами "руссо туристо" - совсем не шутка. Питание советских граждан резко ухудшилось. Тотальный дефицит продуктов привёл к тому, что по талонам продавали сахар, крупы, растительное масло. Вредные привычки тогда тоже стали дороги и труднодоступны: по карточкам были даже алкоголь и табачные изделия. Население ответило на это всплеском самогоноварения, массовым переходом на "палёное спиртное" и дешёвый спирт "ROYAL". Талоны отменили только к 1993 году.
А ещё Огородников очень часто рисовал коров и всегда изображал их со знанием и любовью человека, выросшего в деревне. На его рисунках они весьма запоминающиеся и фактурные. Жалкие, нелепые, тощие, вечно голодные, с выпирающим крестцом и ссохшимся выменем. В 1987 году в "Крокодиле" из 24-х опубликованных им карикатур 10 были посвящены именно бурёнкам.
Стоит отметить, что все рисунки Германа Огородникова не только непосредственны и живы, но ещё и полны деталей, что придаёт особое очарование его работам.
Великолепный и скрупулёзный график, он создал специально для "Крокодила" панорамы крупнейших советских городов. Москву, Ленинград, Киев и Минск он изобразил в 1967 году - к 50–летней годовщине Октябрьской революции. В 1970 году, к 100–летию со дня рождения Ленина, в этот список попал Ульяновск. А в 1985 год, Огородников снова нарисовал панораму Москвы - в этот раз в честь XII Фестиваля молодежи и студентов. Их детализация поражает. Чтобы увидеть всё, что там изображено, потребуется вооружиться увеличительным стеклом и долго рассматривать каждый сантиметр, чтобы ничего не упустить.
"И, драгоценный читатель, сыщется ли в мире другой такой человек, как Гера Огородников? Распознан был Семёновым (главред "Крокодила" - примечание автора) его уникальный талант, и в поданном Герману вертолёте поднимали его на много часов над Москвой и Казанью. Сотни набросков делал он в воздухе, на земле же, выдернув пучок волосков, брал Гера громадный лист лучшей ватманской бумаги, раскнопливал на специальном столе - и волоском, зажатым в клювик рейсфедера, умакивая волосок в паркеровскую тушь, рисовал вместе с пригородами, целиком, как есть - шаржированные Казань и Москву. Такого качества были эти картины, такой микроскопичности, что ни одна типография СССР не бралась их печатать, только Финляндия и Америка. И говорил какой-либо знаток, рассматривая в лупу, допустим, Казань: "Ой, с зимы я не был в Казани, а гляди-ка, часть крыши в Кремле успели переновить! А вон дом-то на проспекте Ленина…Там во всю стену по-татарски надпись зелёным аэрозолем была, а нету надписи, должно, пескоструйным аппаратом свели", - так с юмором и уважением к коллеге описал Александр Моралевич в повести "Калмык" процесс создания Огородниковым детализированных полотен.
В 2000 году журнал "Крокодил" перестал существовать в том виде, в котором его знали с 1922 года. Новые владельцы попытались модифицировать издание, сменили формат с А3 на более удобный А4, даже бумагу сделали глянцевой, но привлечь публику в том количестве, на которое рассчитывали, не смогли. Журнал был закрыт, а все его сотрудники уволены.
Позже было предпринято несколько попыток реанимировать издание. Выходил "Новый "Крокодил" и "Тот самый "Крокодил", но недаром говорят, что дважды войти в одну и ту же реку нельзя. "Крокодил" всегда держался на своих талантливых сотрудниках - фельетонистах, корреспондентах и карикатуристах, которых знала вся страна. Но эти уникальные профессионалы не вечны. Они, как все люди, старились, болели, умирали. Вместе с ними ушла и эпоха журнала. Равных им по уровню дарования не нашлось. Да и будем справедливы: в современной России прежний формат бумажного журнала уже "не выстрелит".
Герман Иванович Огородников - один из немногих оставшихся в живых осколков той эпохи. Он до сих пор не расстаётся с карандашом и кистью, рисует и по-прежнему обладает ясным и острым умом. К каждому декабрю он создаёт поздравительную новогоднюю открытку, которую отправляет всем коллегам, родственникам, друзьям и знакомым.
Герман Иванович не теряет надежды, что однажды у России всё будет хорошо.