11,2K подписчиков

"Крокодил" с протянутой рукой: взгляд на эпоху карикатуриста Германа Огородникова

84K прочитали
Смех сквозь слёзы. В одной иллюстрации - все 90-е годы измученной и разворованной России.
Смех сквозь слёзы. В одной иллюстрации - все 90-е годы измученной и разворованной России.

Если кто-нибудь однажды решит гарантированно вызвать у меня острый приступ ностальгии и одновременно захочет поднять настроение, пусть назовёт только одну фамилию: Огородников. Человек-легенда. Великолепный иллюстратор, оформлявший детские книжки, и искромётный, лёгкий, блестящий карикатурист, в разное время сотрудничавший с изданиями "Весёлые картинки", "Мурзилка", "Работница", "Здоровье", "Крестьянка". Но его профессиональный взлёт состоялся в "Крокодиле". Уникальный стиль художника без труда узнает любой, кто хоть раз видел его рисунки в этом сатирическом журнале. Работы Германа Ивановича были не только злободневными, а ещё гомерически смешными и запоминающимися. В январе замечательному Мастеру исполнилось 85 лет. Несмотря на возраст, он до сих пор увлечённо рисует, наставляет молодых художников, а к Новому году обязательно создаёт поздравительную открытку, которую отправляет всем родственникам, друзьям и знакомым.

Герман Огородников родился в 1938 году в деревне Карлыган Республики Марий Эл. Его первая карикатура появилась в журнале "Пачемыш" ("Оса"), когда начинающему художнику было 19 лет. После окончания в 1961 году Казанского художественного училища и дополнительных курсов он жил и работал в Татарии.

Любопытный факт: именно Герман Огородников создал запоминающийся логотип татарского сатиристического журнала "Чаян".
Любопытный факт: именно Герман Огородников создал запоминающийся логотип татарского сатиристического журнала "Чаян".
Молодой Герман Огородников ярко заявил о себе уже в "Чаяне".
Молодой Герман Огородников ярко заявил о себе уже в "Чаяне".
11 и 12 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей - "Восток-3" и "Восток-4". Андриян Николаев и Павел Попович совместно поставили новый рекорд: 94 часов 25 минут в космосе.
11 и 12 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей - "Восток-3" и "Восток-4". Андриян Николаев и Павел Попович совместно поставили новый рекорд: 94 часов 25 минут в космосе.

В 1964 году, после семинара молодых художников в Москве, на котором Огородников представлял "Чаян", его заметил и пригласил к сотрудничеству "Крокодил". В то время попасть туда на работу было заветной мечтой любого карикатуриста. Разумеется, Огородников согласился.

Во времена СССР "Крокодил" не упускал случая пройтись и по партийным функционерам.
Во времена СССР "Крокодил" не упускал случая пройтись и по партийным функционерам.

В течение трёх лет Огородников по заданиям редакции колесил по стране, а в 1968 году, после сделанного небольшого перерыва, стал постоянным автором журнала почти на три десятилетия.

Любой рождённый в Советском Союзе помнит, как оформляли доставку периодики. Это вам не современные технологии, когда для получения оповещения о появлении новых статей достаточно одного клика. Тогда, определившись с выбором, граждане с началом подписной кампании шли на почту и, выстояв очередь, заполняли многочисленные бланки, чтобы получать любимые издания. Причём делали это вдумчиво и серьёзно, стараясь, чтобы у каждого в семье было что почитать.
Видеть смешное в обыденном, "брать на карандаш", делать гротескным и запоминающимся - это признак хорошего карикатуриста.
Видеть смешное в обыденном, "брать на карандаш", делать гротескным и запоминающимся - это признак хорошего карикатуриста.

Советские люди любили хорошо посмеяться: "Крокодил" получали почти в каждой семье. Неудивительно, что фамилии талантливых журналистов и художников издания были у всех на слуху. За их работами увлечённо следили, мешками слали письма в редакцию, спорили, предлагали новые темы.

Редакционное удостоверение Германа Огородникова.
Редакционное удостоверение Германа Огородникова.

В лице Германа Огородникова старейший сатирический журнал страны, который выходил тиражом 6,5 миллионов (!) экземпляров, получил нового блестящего карикатуриста с редкостным чувством юмора. В отличие от многих своих коллег по цеху, он был наделён не желчным сарказмом, а, скорее, умением виртуозно подтрунивать над окружающими.

За этот редкий дар и талант Германа Ивановича узнала и полюбила, без всякого преувеличения, вся страна.

"Ах, неординарен был Огородников. И случись ему в старопрежние времена быть иллюстратором «Капитала» Маркса - много больше поклонников марксизма теперь имели бы мы", - писал о нём знаменитый фельетонист "Крокодила" Александр Моралевич.
Именно таких тощих кур в народе называли "синими птицами".
Именно таких тощих кур в народе называли "синими птицами".

Хороший знаток психологии, Огородников будто подносил к лицам соотечественников зеркало, которое, не говоря ни слова, показывало самую неприглядную правду.

Увы, эта красноречивая карикатура не устарела и сейчас.
Увы, эта красноречивая карикатура не устарела и сейчас.

Неэффективные партийные функционеры, ненасытные в своих аппетитах "несуны", хронические алкоголики, тунеядцы, а потом сменившие их кооператоры, бандиты, дорвавшиеся до власти продажные чиновники и хапуги, возомнившие себя хозяевами жизни нувориши - каждый из героев его карикатур был тем лицом, которое отражало его беспощадное зеркало.

Классика жанра. Во времена "застоя" торговля была местом личного продуктового благополучия.
Классика жанра. Во времена "застоя" торговля была местом личного продуктового благополучия.
С середины 80-х годов прошлого века по его рисункам можно было проследить, по каким ухабам "перестройки и нового мышления" пришлось нестись нашей стране, чтобы потом сделать новый, ещё более крутой и опасный вираж.
Обложка "Крокодила". Рисунок как отражение действительности. На лихом "Мерседесе" быстро несётся вперёд преступность. Крах правоохранительной системы. А совсем скоро страну накроют лихие 90-е, когда после развала СССР всем станет не до смеха.
Обложка "Крокодила". Рисунок как отражение действительности. На лихом "Мерседесе" быстро несётся вперёд преступность. Крах правоохранительной системы. А совсем скоро страну накроют лихие 90-е, когда после развала СССР всем станет не до смеха.

С ликвидацией СССР разрушился и прежний уклад жизни его граждан, которые с трудом вписывались в новые капиталистические реалии с кооперативами, рэкетом, приватизацией и сомнительной системой ценностей.

Рэкетиры тогда были у всех на слуху. Ещё бы! Период первоначального накопления капитала в России был особенно диким.
Рэкетиры тогда были у всех на слуху. Ещё бы! Период первоначального накопления капитала в России был особенно диким.
На смену прежним профессионалам эстрады пришли однодневные и не умеющие петь "звёздуны" и "звездульки". Впрочем, с той поры мало что изменилось.
На смену прежним профессионалам эстрады пришли однодневные и не умеющие петь "звёздуны" и "звездульки". Впрочем, с той поры мало что изменилось.

Работая на сломе одной эпохи и рождении новой, Огородников создал, наверное, свои самые запоминающиеся, меткие и острые карикатуры.

Современному поколению россиян, наверное, трудно поверить в то, что в 90-е не хватало самых простых и привычных товаров. Например, стирального порошка.
Современному поколению россиян, наверное, трудно поверить в то, что в 90-е не хватало самых простых и привычных товаров. Например, стирального порошка.
Вождь племени каннибалов в замешательстве: есть советсских туристов опасно для жизни.
Вождь племени каннибалов в замешательстве: есть советсских туристов опасно для жизни.

Пропитанные нитратами "руссо туристо" - совсем не шутка. Питание советских граждан резко ухудшилось. Тотальный дефицит продуктов привёл к тому, что по талонам продавали сахар, крупы, растительное масло. Вредные привычки тогда тоже стали дороги и труднодоступны: по карточкам были даже алкоголь и табачные изделия. Население ответило на это всплеском самогоноварения, массовым переходом на "палёное спиртное" и дешёвый спирт "ROYAL". Талоны отменили только к 1993 году.

Массовая алкоголизация населения на фоне резкого обнищания - это то, с чем столкнулась страна при болезненном переходе к рыночной экономике.
Массовая алкоголизация населения на фоне резкого обнищания - это то, с чем столкнулась страна при болезненном переходе к рыночной экономике.

А ещё Огородников очень часто рисовал коров и всегда изображал их со знанием и любовью человека, выросшего в деревне. На его рисунках они весьма запоминающиеся и фактурные. Жалкие, нелепые, тощие, вечно голодные, с выпирающим крестцом и ссохшимся выменем. В 1987 году в "Крокодиле" из 24-х опубликованных им карикатур 10 были посвящены именно бурёнкам.

Разваливающиеся совхозы и колхозы, нехватка кормов для скота, из-за чего стада просто пускали под нож - это тоже примета тех суровых лет.
Разваливающиеся совхозы и колхозы, нехватка кормов для скота, из-за чего стада просто пускали под нож - это тоже примета тех суровых лет.
Единственную откормленную и дойную корову отправляют на выставку, чтобы отчитаться перед начальством. На бумаге всё с животноводством хорошо.
Единственную откормленную и дойную корову отправляют на выставку, чтобы отчитаться перед начальством. На бумаге всё с животноводством хорошо.

Стоит отметить, что все рисунки Германа Огородникова не только непосредственны и живы, но ещё и полны деталей, что придаёт особое очарование его работам.

Я до сих помню то ощущение, когда открывала журнал, находила рисунок Огородникова и замирала над ним, рассматривая в подробностях и удивляясь, как он умеет так смешно и живо рисовать.
Я до сих помню то ощущение, когда открывала журнал, находила рисунок Огородникова и замирала над ним, рассматривая в подробностях и удивляясь, как он умеет так смешно и живо рисовать.

Великолепный и скрупулёзный график, он создал специально для "Крокодила" панорамы крупнейших советских городов. Москву, Ленинград, Киев и Минск он изобразил в 1967 году - к 50–летней годовщине Октябрьской революции. В 1970 году, к 100–летию со дня рождения Ленина, в этот список попал Ульяновск. А в 1985 год, Огородников снова нарисовал панораму Москвы - в этот раз в честь XII Фестиваля молодежи и студентов. Их детализация поражает. Чтобы увидеть всё, что там изображено, потребуется вооружиться увеличительным стеклом и долго рассматривать каждый сантиметр, чтобы ничего не упустить.

Панорама Минска. Оцените уровень детализации и кропотливость художника.
Панорама Минска. Оцените уровень детализации и кропотливость художника.
"И, драгоценный читатель, сыщется ли в мире другой такой человек, как Гера Огородников? Распознан был Семёновым (главред "Крокодила" - примечание автора) его уникальный талант, и в поданном Герману вертолёте поднимали его на много часов над Москвой и Казанью. Сотни набросков делал он в воздухе, на земле же, выдернув пучок волосков, брал Гера громадный лист лучшей ватманской бумаги, раскнопливал на специальном столе - и волоском, зажатым в клювик рейсфедера, умакивая волосок в паркеровскую тушь, рисовал вместе с пригородами, целиком, как есть - шаржированные Казань и Москву. Такого качества были эти картины, такой микроскопичности, что ни одна типография СССР не бралась их печатать, только Финляндия и Америка. И говорил какой-либо знаток, рассматривая в лупу, допустим, Казань: "Ой, с зимы я не был в Казани, а гляди-ка, часть крыши в Кремле успели переновить! А вон дом-то на проспекте Ленина…Там во всю стену по-татарски надпись зелёным аэрозолем была, а нету надписи, должно, пескоструйным аппаратом свели", - так с юмором и уважением к коллеге описал Александр Моралевич в повести "Калмык" процесс создания Огородниковым детализированных полотен.

В 2000 году журнал "Крокодил" перестал существовать в том виде, в котором его знали с 1922 года. Новые владельцы попытались модифицировать издание, сменили формат с А3 на более удобный А4, даже бумагу сделали глянцевой, но привлечь публику в том количестве, на которое рассчитывали, не смогли. Журнал был закрыт, а все его сотрудники уволены.

Летом 2022 года 84-летний Герман Иванович изобразил "Крокодил" в виде старого нищего, стоящего с протянутой рукой - грустный подарок к столетнему юбилею издания.
Летом 2022 года 84-летний Герман Иванович изобразил "Крокодил" в виде старого нищего, стоящего с протянутой рукой - грустный подарок к столетнему юбилею издания.

Позже было предпринято несколько попыток реанимировать издание. Выходил "Новый "Крокодил" и "Тот самый "Крокодил", но недаром говорят, что дважды войти в одну и ту же реку нельзя. "Крокодил" всегда держался на своих талантливых сотрудниках - фельетонистах, корреспондентах и карикатуристах, которых знала вся страна. Но эти уникальные профессионалы не вечны. Они, как все люди, старились, болели, умирали. Вместе с ними ушла и эпоха журнала. Равных им по уровню дарования не нашлось. Да и будем справедливы: в современной России прежний формат бумажного журнала уже "не выстрелит".

Герман Иванович Огородников - один из немногих оставшихся в живых осколков той эпохи. Он до сих пор не расстаётся с карандашом и кистью, рисует и по-прежнему обладает ясным и острым умом. К каждому декабрю он создаёт поздравительную новогоднюю открытку, которую отправляет всем коллегам, родственникам, друзьям и знакомым.

Герман Иванович Огородников с открыткой, посвящённой 2021 году.
Герман Иванович Огородников с открыткой, посвящённой 2021 году.
Здесь открытку можно рассмотреть более подробно. Эх, не пропускают большой мешок с подарками для страны в Кремль, несмотря на все старания Деда Мороза. Грустная улыбка художника?
Здесь открытку можно рассмотреть более подробно. Эх, не пропускают большой мешок с подарками для страны в Кремль, несмотря на все старания Деда Мороза. Грустная улыбка художника?
А эта открытка уже относится к 2023 году. Дед Мороз снова принёс большой мешок подарков. Чуть поменьше тот мешок, где лежат планы на будущее. Ну и в маленьком узелке спрятаны заботы.
А эта открытка уже относится к 2023 году. Дед Мороз снова принёс большой мешок подарков. Чуть поменьше тот мешок, где лежат планы на будущее. Ну и в маленьком узелке спрятаны заботы.

Герман Иванович не теряет надежды, что однажды у России всё будет хорошо.