Найти в Дзене
СОБЕСЕДНИК АРМЕНИИ

Армянский Хичкок из Ирана

Оглавление

В течение четырех десятилетий этот режиссер-новатор снимал фильмы в голливудском стиле, которые собирали аншлаги в Иране.

Полуночный ужас (1961)
Полуночный ужас (1961)

Один из основоположников иранского кино, Самуэль Хачикян на протяжении 40 лет cнимал пользующиеся бешеной популярностью жанровые фильмы, вдохновленные Голливудом. Это не было копирование, он привносил в стилистику свое авторское, отражал в своих фильмах социальную и политическую напряженность страны, готовящейся к революции.

Голливудский стиль в современном Тегеране

Хачикяна прозвали «иранским Хичкоком». Ему это не нравилось. Но популярностью его фильмы в 1950-х и 60-х годах в Иране не уступали фильмам Хичкока. Премьеры его фильмов всегда собирали толпы поклонников, а в кинотеатры выстраивались очереди за билетами.

Фильмы Хачикяна отражение образов ушедшей эпохи в Иране. Кадиллаки мчатся по улицам; женщины в юбках маршируют на очередную домашнюю вечеринку; бары открыты до раннего утра; танцоры танцуют под качели модернизированного Тегерана после переворота, которому вскоре предстояло рухнуть в революцию. Эти фильмы частично документальные, а частично являются продуктом фантазии Хачикяна об Иране, который успешно впитал в себя голливудский стиль.

Самуэль Хачикян  Фото: Film Monthly
Самуэль Хачикян Фото: Film Monthly

Его фильмы были уникальны тем, что их можно было с легкостью выдать за иностранную продукцию. К примеру, фильм « Полуночный ужас» (1961) был куплен и дублирован итальянцами с дополнительными изменениями имен, чтобы казалось, что действие истории происходит в Милане.

Стоит заменить, что несмотря на то, что Хачикяну приписывали прославление западного стиля, автомобилей, моды и гламурных особняков, он использовал все это словно символы, с помощью которых отражал несправедливость, классовый конфликт и путаницу идентичности в Иране.

-------------------------------------------------------------------------------------

37 фильмов, снятых Хачикяном в период с начала 1950-х до конца 90-х, включают мелодрамы, фильмы о войне, криминальные фильмы, мюзиклы, комедии и фильмы ужасов. Он привнес форму и стиль в бесформенное иранское кино.

------------------------------------------------------------------------------------Некоторые считали Хачикяна спасителем иранского кино. Ему, безусловно, подражали многие режиссеры и никто не мог отрицать, что Самуэль Хачикян долгие годы был номером одиен в иранском кино.

Армянин в Тегеране

Родители Хачикяна бежали от геноцида армян и поселились в Тебризе, Иран, где он родился в 1923 году. Истории геноцида, рассказанные его отцом, наполняли фильмы Хачикяна везде, где требовались жуткие и гротескные элементы.

Когда неспокойный политический климат Тебриза вынудил семью переехать в Тегеран, перед Хачикяном открылся новый мир. Как он научился снимать фильмы за короткое время после приезда в столицу — загадка. Он утверждал, что Юсеф Шахин ( Прим. египетский кинорежиссёр и продюсер. Один из крупнейших египетских кинорежиссёров) присылал ему книги о фильмах, а книга бывшего продюсера MGM Доре Шари о кинопроизводстве, опубликованная в 1950 году, послужила источником вдохновения. Хачикян признал важность роли режиссера. Сравнив два фильма Греты Гарбо, он пришел к выводу, что под руководством Рубена Мамуляна, один из фильмов превратился «во что-то другое», во что-то, за что стоит умереть.

В 1953 году влиятельный продюсер Санасар Хачатурян попросил Хачикяна поставить «Возвращение». Фильм провалился, но успех второго фильма, «Девушка из Шираза» (1954), позволил Хачикяну потребовать больше свободы, взяв на себя ответственность за написание, монтаж, подбор музыки и даже, впервые в иранском кино, создание трейлера к его фильмам.

----------------------------------------------------------------------------------

«Девушка из Шираза» (1954) реж. Хачикян первый иранский фильм для которого был создан трейлер

-----------------------------------------------------------------------------------

Золотые годы

Хачикян описал опыт создания своих первых двух фильмов как «попадание в ловушку« фильмфарси » [иранского коммерческого кино того времени]». Однако его третий фильм «Перекресток событий» (1955) о молодом человеке, который связывается с преступниками, чтобы впечатлить девушку своей мечты. Фильм имел большой успех. А Хачикяна стали считать мастером триллеров.

Плакат для вечеринки в аду (1956)
Плакат для вечеринки в аду (1956)

К концу 1950-х Хачикян усовершенствовал свой авторский почерк с творческим использованием звука, сдержанной фотографии, быстрой нарезкой и необычными углами камеры. Он не боялся экспериментировать. Это видно в его чрезвычайно популярной комедии-ужасе-фэнтези-мюзикле «Вечеринка в аду» (1956), о ростовщике по имени Хаджи Ага, который провел ночь в аду, натыкаясь на знаменитостей.

----------------------------------------------------------------------------------

Кстати именно этот фильм был отобран на Берлинский кинофестиваль, и стал первым иранским фильмом, когда-либо представленным на международном кинофестивале.

---------------------------------------------------------------------------------


Буря в нашем городе (1958): Самуил Хачикян за камерой.
Буря в нашем городе (1958): Самуил Хачикян за камерой.

--------------------------------------------------------------------------------

Он ввел в иранское кино волевые женские образы. В его римейке "Сабрины" (1954) вместо двух братьев, соревнующихся из-за девушки, появляются две сестры соревнуются из-за мужчины. Это полуфеминистское отношение также проявляется в одном из его последних успешных фильмов «Прощай, Тегеран» (1966), в котором медсестра сражается с бандитами.

-------------------------------------------------------------------------------

Белый ад (1968): Самуэль Хачикян познакомил иранское кино с волевыми женщинами.
Белый ад (1968): Самуэль Хачикян познакомил иранское кино с волевыми женщинами.

-------------------------------------------------------------------Многое благодаря Хачикяну впервые было показано в иранском кино, в том числе и поцелуй.

--------------------------------------------------------------------------------

В его фильме "Перекресток событий" поцелуй стал сенсацией и позором для актрисы Виды Гахремани. После премьеры картины от нее отвернулась семья и друзья. Эпизод был вырезан, и сегодня даже в самой полной версии фильма он отсутствует. Осталось лишь фото.

Перекресток событий (1955): потерянный поцелуй
Перекресток событий (1955): потерянный поцелуй

После исламской революции 1979 года Хачикян, как и многие его коллеги, оказался без работы. Его отношение к исламу было уважительным, но западное видение Ирана в его фильмах было категорически отвергнуто. Хачикяна медленно и преднамеренно отстраняли от работы.

Однако кинематографисты обратились к нему во время ирано-иракской войны, чтобы завершить боевик о военно-воздушных силах под названием «Орлы» (1984), что он и сделал, в основном за монтажным столом. Фильм побил все рекорды кассовых сборов, но этот успех не сильно изменил его положение.

Он так и не смог получить карту гильдии кинематографистов, и ему пришлось продать свое имущество, чтобы платить за квартиру. По его собственным словам, с тех пор кинопроизводство в Иране стало средством заявить слабым шепотом, что он все еще существует.

«Я жил впустую. В течение 40 лет я жил впустую», - говорил он перед смертью, убитый горем в 2001 году, сожалея о том, что не может снимать фильмы, которые хотел, и что он так и не успел посетить Армению. Когда он умер, ему на гроб бросили горсть армянской земли.

Елена Влади