Найти в Дзене

Татьяна Визель: Почему ребёнок не говорит?

4 июня юбилей у известного ученого в области детской нейропсихологии, доктора психологических наук, профессора кафедры специального дефектологического образования Московского института психоанализа – Татьяны Григорьевны Визель.

От лица всего Московского института психоанализа мы поздравляем профессора с 85-летием и благодарим за тот огромный вклад в науку и развитие детей, который Татьяна Григорьевна внесла за свою многолетнюю практику.

По случаю юбилея делимся одной из важных статей нейропсихолога. Расскажем о том, почему происходит задержка речевого развития детей и на что стоит обратить внимание родителям.

В каком возрасте дети начинают говорить?

Как правило, дети начинают говорить примерно в конце своего первого года жизни, а в крайнем случае – к полутора годам. В этом возрасте они также должны быть способны понимать речь взрослых.

Татьяна Григорьевна Визель объясняет, что к полутора годам у детей формируется сложная сеть нейронов и связей между ними, которые обеспечивают уникальную способность понимать и говорить.

Она подчеркивает, что если к этому возрасту ребенок не начал разговаривать, родители не должны просто надеяться, что он заговорит со временем, считая его еще слишком маленьким. В таком случае необходима помощь специалистов, включая педиатра, невролога, логопеда и нейропсихолога.

«В момент рождения у человека насчитывается около 150 миллиардов нейронов, которые постепенно отмирают и достигают количества 80 миллиардов во взрослом возрасте, ни один из которых так и не будет задействован, если внешний мир не задействован, если внешний мир не наполнит их содержанием», – рассказала психолог.

Психолог отмечает, что причины задержек развития речи могут быть разнообразными и зависят от множества факторов:

1. Осложнения в период беременности, родов и младенчества

Важно учесть, были ли осложнения в период беременности матери, во время родов и младенчества ребенка, так как они часто являются причинами проблем с овладением речью.

«Когда ребенка приносят домой, то часто ошибочно полагают, что малыш ничего не понимает и абсолютно не важно, какая будет обстановка дома. Но это большое заблуждение. Разруха, скандалы, брань – все это отпечатается в нейронах мозга ребенка и в экстремальные моменты последующей жизни может выстрелить», – отметила Визель.

Кроме этого, психолог отметила, что неправильный режим грудного вскармливания также может отразиться на речевом развитии ребенка. Если младенец производит мало сосательных движений, то мышцы оральной полости будут слабо развиты и впоследствии ему будет сложно произносить звуки.

«А если мы видим четырехлетнего ребенка, которого мама кормит грудью, то вероятна деформация органов, которые должны говорить, а также снижение самостоятельности», – добавила психолог.

2. Речевая и культурная среда ребенка

Необходимо убедиться, что ребенок находится в полноценной культурной и речевой среде. Важно учесть нюансы взаимоотношений ребенка с матерью и другими близкими людьми.

«Здорово, если родители будут выполнять с детьми упражнения, которые рекомендует дефектолог, а также будут читать книги, рассматривать картинки и предлагать повторять звуки животных, например».

3. Воздействие взрослых на ребенка

Также важно понять, не оказывают ли взрослые психотравмирующее воздействие на ребенка: агрессию, давление, чрезмерную нагрузку.

«Вывести ребенка из молчания нелегко, но практика показывает, что в большинстве случаев можно. Задержки развития речи — не приговор, — успокоила доктор психологических наук. — Мозг ребенка обладает большим компенсаторным потенциалом, поэтому такую тревожную ситуацию может решить оказанная вовремя грамотная помощь специалистов».

Будем рады вашим поздравлениям в комментариях.