В бурные 1990-е годы в каждом регионе России по сути правили бал бандиты. Мелкие и крупные.
Могущественные ОПГ брали под контроль заводы, рестораны и целые рынки. В жестоких перестрелках делили между собой новую собственность на бесконечных разборках.
Одной из самых мощных преступных группировок России стала жесткая Лазанская бригада. Обычно ее называют "чеченской", хотя это было не совсем так - в банду, помимо собственно чеченцев, входили и многие представители других народов. Однако именно чеченцы создали ее суровую основу.
Рождение банды
Началась Лазанская ОПГ с двух учившихся в Москве студентов-чеченцев: Хож-Ахмеда Нухаева и Мовлади Атлангериева. Ребята, увидев жирную столичную жизнь, решили на ней немного подзаработать. И организовали банду, что занималась ограблением богатых заграничных студентов.
Обычно Нухаев и Атлангериев охотились на африканских и азиатских студентов, что занимались в СССР не особо законной деятельностью - фарцой, торговлей наркотиками. И уж точно не стали б после ограбления жаловаться в милицию.
Банда внезапно попала в поле зрения КГБ, взявшей ее в оперативную разработку. Ибо очень уж интересно было узнать чекистам, что там запрещенного студенты-иностранцы у себя в квартирах хранили. Ответ спецслужбам после шмона могли дать именно Нухаев с Атлангериевым.
Впрочем, однажды грабители солидно прокололись - ограбили сыночка слишком уж высокопоставленного африканского чиновника из крайне дружественной страны. Прикрыть виновных от тюрьмы тут даже КГБ не сумело.
Из-за решетки Нухаев и Атлангериев к концу 1980-х вышли уже матерыми бандитами. И идеально вписались в атмосферу нового времени. Организовали мощную банду, что начала буквально подминать под себя всю Москву. Группировка получила название Лазанской - от первого частного ресторана "Лазания", где собирались на совет ее члены.
Путь к силе
Лазанские крышевали рестораны, кафе, клубы, казино. Занимались угонами дорогих авто и заказными убийствами и киднэппингом.
Остановить чеченцев было крайне сложно - они отличались особой жестокостью, беспринципностью, не чтили воровских понятий. А на разборки являлись до зубов вооруженными. И прежде чем говорить, начинали по конкурентам стрелять...
Силу лазанских отведала, например, знаменитая Бауманская ОПГ - на одной из разборок потерявшая убитыми и ранеными сразу пятнадцать "быков". Осмелившаяся противостоять ОПГ Нухаева и Атлангериева Люберецкая братва в течение нескольких месяцев потеряла всех своих основных лидеров, методично ликвидированных киллерами лазанских...
Опасные связи
Еще более усилила позиции лазанских союз с другой чеченской ОПГ Москвы - группировкой Николая "Хозы" Сулейманова.
Тогда же Лазанские попытались от лютого откровенного беспредела отойти - наладили связи с ворами в законе, пригласив себе в банду в качестве куратором законников Геннадия Лобжанидзе («Гена Шрам») и Тенгиза Марианошвили («Тенгиз Старый»).
Другим важным участником Лазанской ОПГ стал известный криминальный авторитет Максим Лазовский ( по прозвищу Хромой). Сам родившийся в Грозном. И имевший крупные контакты в российских правоохранительных структурах.
Наладили связи чеченцы также с олигархом Борисом Абрамовичем Березовским - "серым кардиналом" России 1990-х. После такого альянса, братки, на чью территорию являлись люди лазанских, предпочитали просто тихо убегать...
Конец бригады
Началом конца лазанских стало их противостояние с Сергеем "Сильвестром" Тимофеевым, харизматичным лидером ореховской ОПГ, сумевшим сплотить против чеченцев многие славянские бригады Москвы.
В борьбу с лазанскими вступило и ФСБ (ФСК), обеспокоенное невероятным ростом влияния кавказской группировки, поставлявшей в мятежную Чечню деньги с оружием.
На борьбу с Лазанской ОПГ по просьбе силовиков вышел сам Япончик - легендарный вор в законе, чьи люди начали настоящую охоту на "лазанцев".
В 1994-м году в самой уже сильно утратившей позиции Лазанской ОПГ наметился серьезный раскол. Нухаев решительно выступил в поддержку режима Дудаева. Хоза Сулейманов - против. Мовлади Атлангиреев попытался выдержать нейтралитет, предлагая себя как посредника в переговорах между сторонами чеченского конфликта.
За и против Дудаева
Сулейманов тогда воевал на стороне чеченский антидудаевской оппозиции. Попал в плен к боевикам, был выкуплен за большие деньги. Однако в декабре 1994-го таинственно погиб в Москве от пули неизвестного киллера.
Нухаев напротив выступил в рядах боевиков Дудаева. Получил За что даже звание бригадного генерала Ичкерии, вместе с высшей наградой ЧРИ - так называемым орденом «Къоман сий» («Честь нации»).
Вернулся Нухаев в Москву в начале 2000-х годов, успев дать американскому журналисту Полу (Павлу) Хлебникову интервью для скандальной книги "Разговор с варваром". За которую, Хлебников, по слухам и поплатился жизнью - Нухаеву крайне не понравилось изложение американцем их приватной беседы в публичном издании.
Сгинул Нухаев таинственно в 2004-м. По одной из версий, оказался в отряде Руслана Гелаева, уничтоженного в феврале того года в горах Дагестана при прорыве в Грузию. По другой, навсегда скрылся за границей.
Его главный подельник Мовлади Атлангериев остался в Москве, пытался легализоваться и стать "честным" бизнесменом. Последний раз его видели в 2008-м году садящимся в неизвестную машину прямо в центре столицы. Дальнейшая судьба авторитета так и остается неизвестной. По одной из версий, тут сработали кровники, похитившие и вывезшие Мовлади в Чечню. Там же и похоронившие.
Сама Лазанская ОПГ, по крайней мере официально, перестала подавать признаки жизни в 2010-м году, когда пожизненные сроки получили последние уцелевшие ее представители - Лом-Али Гайтукаев и Рустам Махмудов.