Я люблю работать с клиентами через метафору) Она меняет атмосферу сессии, включает эмоции и творческое мышление, отношения между мной и клиентом становятся теплее. И позволяет увидеть то, к чему через ум мы бы подбирались долго-долго, и неизвестно, добрались бы вообще.
Когда помогает особенно хорошо?
- у клиента есть сильная творческая часть, но она им была забыта в силу жизненных обстоятельств;
- наоборот, когда клиент подходит ко всему слишком рационально, и эта рациональность не позволяет увидеть ему другое решение (здесь понадобится чуть больше времени на то, чтобы внедрить это в работу с клиентом, но если удастся будет здорово);
- жизненная ситуация клиента довольно сложная, не очень понятно, где начало ее, а где продолжение, а ресурса на ее преодоление не очень много;
- клиент уже много раз пробовал разрешить свою ситуацию, но пока никак не удалось;
- во время работы с клиентом зашли в тупик и нужен другой взгляд на сам процесс консультирования, чтобы сдвинуться с места.
Я всегда подхватываю метафору, которой описывает свою ситуацию, себя или кого-то сам клиент. Она отражает внутренний мир клиента, повторяет его язык, показывает, как и через что клиент видит себя, окружающий мир и всегда содержит ресурс для клиента. Это сокращает путь к взаимопониманию.
Если метафору предлагаю я, то стараюсь учитывать тоже самое: насколько клиенту это может быть близко, насколько в предложенной мной метафоре есть ресурс для клиента.
Метафору можно использовать в качестве диагностического инструмента в самом начале работы и в ее завершении, чтобы посмотреть, есть ли динамика. Можно — в качестве интервенций, когда мы с клиентом начинаем рассматривать возможные стратегии, необходимые ресурсы, узкие места, результат преобразований. После этого можно переходить к реальным стратегиям и планам: они как будто становятся очевидны после хорошей работы с метафорой.
Приведу пример из своей практики.
Клиент - собственник бизнеса с техническим образованием, его компания занималась поставкой, монтажом и обслуживанием оборудования. Запрос, с которым пришел был: «Ничего не хочу. Компания в упадке, я тоже. Никакие попытки улучшить ситуацию не приносят результата».
В какой-то момент я задаю вопрос: «Если бы вы могли метафорой описать себя в вашем бизнесе, то что бы это за метафора была?» Клиент тут же загорается: «Ну, конечно, я пружина в колесе, под машиной. Потертая, за которой давно не было ухода, и есть опасения, что если она лопнет по дороге, да еще на большой скорости, то машина может врезаться во что угодно на полном ходу. И создать аварийную ситуацию на дороге».
Спрашиваю: «Как вам это?» - «Мне это не нравится, но это так и есть((( И вот еще, что подумал: я не хочу быть пружиной в своем бизнесе. Это как-то мелко и не по-хозяйски (одна из жалоб клиента была: «команда ничего не хочет, я всех толкаю».
И через эту метафору он впервые заговорил о том, как ему в своем бизнесе, а не только о том, что продаж нет и команда не хочет работать. Впервые вышли на поверхность и стали видны ему самому его же чувства и опасения, которые команде он озвучивал в виде претензий и недовольств, за которыми следовали штрафы.
Дальше к этой же метафоре мы возвращались по ходу работы, наблюдая, что меняется после интервенций. И нам обоим было понятно: продвинулись мы вперед или нет. На последних сессиях заговорили о будущем бизнеса, и также, через метафору, стало понятно, что из пружины, даже в самом хорошем состоянии после техобслуживания, стать самостоятельным автомобилем особой комплектации все равно не возможно. «Пружина в любом случае останется пружиной, я увидел ее ценность, а автомобиль нужно собирать отдельно, в другом месте. Это совсем другой бизнес. Как я раньше этого не видел, когда пытался из нее сделать автомобиль».
Автор: Войтенко Светлана Анатольевна
Психолог, Психолог-консультант расстановщик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru