Смерть – это обязательная часть жизни
В предыдущей статье мы разобрали моральные принципы и правила у-дэ для ушуистов нашего времени. Однако много столетий назад правили совсем другие правила:
Идея выше, ведь она есть Слово, а Слово всегда сокрушает Железо, потому что меч обращается в прах, а Слово не знает времени.
цитата, если что, не из китайцев, но в тему :)
Смерть – это обязательная часть жизни, и это принцип был особенно важен для практиков боевых искусств ещё во времена эпохи Чжоу (1046-256 до н. э.) и вплоть до первой китайской империи Цинь (221-206 до н. э.), когда закладывались основы китайской натурфилософии и принципов последующего становления общества.
В те времена, Смерть была рассматриваема не только как закономерный процесс Жизни, но и как ключевой элемент в понимании боевых искусств и философии у-дэ.
Эпоха Западной Чжоу вообще памятна нам внесением этической мотивации и осознанием концепции добродетели-дэ, именно тогда появилось определение:
Война – это жертвоприношение, кто не воюет – утрачивает дэ, [кто воюет, тот] поддерживает культ предков – питает их честь, добывает им славу.
В этот исторический период выделяется правящий класс воинской аристократии, он утверждает ее монополию на власть.
Затем был период Вёсны и Осени (771-476 до н. э.), где появляется замечательное определение:
Война есть накопление духовно-нравственной силы-дэ, из способа принесения противника в жертву предкам – в средство накопления моральной силы-дэ и нравственного питания культа предков своего клана.
Но не всякая война могла выполнить функцию сравнения дэ двух сторон (подсказка: только правильно организованная), возникает важная для нас классификация по нравственному основанию.
Ритуал сделал войну торжеством («праздником») для воинской аристократии. В то время происходит возникновение разветвленных культурных систем, создание сетей алтарей Предков и куча всего другого, возникает концепция взаимной родственности всех благородных.
Родовой аристократ - становится равно определению воин.
Война – символ взаимоотношения мужчин, выявление достойнейшего в честном поединке, осуждается хитрость и выгода.
Вырабатывается довольно простая и адекватная система норм и правил: нельзя нападать на неготового противника, на противника в невыгодном положении (например на переправе, о чем есть исторически е упоминания), все должно быть честно и по правилам и с должным уважением.
Именно здесь кроется корень концепции у-дэ.
Вот только потом исторические реалии быстро сделали изгоями общества тех, кто следовал этим нормам повеления. И тогда они, кто уцелел в перипетии событий, сформировали Мир Цхянху.
Одновременно в ту эпоху закладываются основы моральных факторов для воинской аристократии, после её естественного уничтожения эти факторы естественно будут восприняты новым социальным явлением "рыцарями" у-ся.
Надо отметить, что одной из основных характеристик китайской культуры в те времена было уважение к старшим и к предшествующим предкам, китайская культура всегда, в принципе. базировалась на Культе Предков.
Смерть рассматривалась не как окончание Бытия, но как переход в другой Мир, где "душа" (их было две, но об этом - позже) продолжает свое существование, а предки могут и должны оказывать помощь и защиту своим потомкам.
Этот аспект социальной культуры отразился в боевых искусствах, где уважение к противнику и уважение к своим предкам сыграли важную роль.
Еще одной характеристикой китайской культуры было стремление к гармонии и балансу.
Было и есть понятие единства Неба и Земли, где Человек как раз и был объединяющим фактором.
В боевых искусствах это выражалось в стремлении к балансу между телом, сознанием и ци, а также в стремлении к балансу с окружающим бытием.
Смерть рассматривалась как естественный процесс, который необходимо принимать и находиться в гармонии с ним. Это довольно важный момент, ибо
Смерть это единственное , что нам гарантировано в этой жизни.
В китайской философии того времени было много цитат, связанных со смертью.
Одной из самых известных является цитата из книги "Дао дэ цзин" известного всем Лао-цзы:
Жизнь и смерть – это одно, как река и море – это одно.
Считается, что эта цитата отражает идею о том, что
Смерть – это естественный процесс жизни, который необходимо принимать.
В китайской философии того времени было много видных философов, которые обосновывали идеи о Смерти - как обязательной части Жизни.
Одним из таких философов был, ну не поверите сам Конфуций, который учил, что Смерть – это естественный процесс жизни, который необходимо принимать и уважать.
Другим известным философом был опять же не угадаете - Лао-цзы. Он учил, что Смерть – это часть единого целого и необходимо находить гармонию с этим процессом.
Однако Жизнь - это всё, поэтому далеко не все философы того времени разделяли идеи главенствования и важности Смерти.
Например, известный философ Мо-цзы отвергал идею о Смерти как естественном процессе Жизни, он учил, что необходимо бороться за бессмертие. Вопрос - как?...
В целом, китайская культура во времена эпохи Чжоу и первой китайской империи Цинь была перенасыщена идеями о Смерти как обязательной составляющей Жизни. Эти идеи отразились в боевых искусствах и философии того и последующего времени, и они до сих пор являются важными принципами для немногих сохранившихся людей Мира Цзянху.
Надеюсь. вы ранее прочитали статью про у-дэ, и сможете сравнить различие: в прежние эпохи свойственный Миру Цзянъху и обычным людям фатализм основывался на прочной философской базе. Такой подход лишь часть Бытия, но он помогал выживать...
Однако для воина у-ся это был предельно важный аспект: ему было глубоко наплевать на исход любой битвы или поединка, ибо он уже изначально знал, что рано или поздно обязательно умрет. И такой безразличный подход к собственной Жизни позволял уверенно побеждать тех, кто до последнего цеплялся за свою жалкую жизнь.
Продолжение следует!
Всем хороших тренировок.
Дм. Моисеев, СПб - 2023