Найти тему
Другой путь

На поездах по Киргизии. Взяли в локомотив. Сложная ветка до берега высокогорного озера Иссык-Куль, про которую ещё никто не рассказывал

Оглавление

Железные дороги Киргизии (КТЖ) - самая архаичная, самая маленькая и самая нелепая система среди стран бывшего СССР. Но тем не менее живая, яркая и интересная.

До моего появления отсюда по сути не было никакой вменяемой информации, кроме отрывочных статистических сведений и редких фото.

Во второй публикации про КТЖ речь пойдёт о красивой и сложной тупиковой горной ветке с редким движением. Эксклюзивности материалу добавит то, что мы проехали по линии не на пассажирских поездах.

В одиночном локомотиве.
В одиночном локомотиве.
В вагоне короткого грузового.
В вагоне короткого грузового.

Самое интересное место КТЖ - это финальная треть "северного сегмента" Луговая - Рыбачье.

Горы подступают всё ближе, уже можно рассмотреть гребни, отдельные детали, останцы. В районе станции Быстровка пути начинают петлять, огибая участившиеся природные препятствия. После станции Джиль-Арык, поезда, забираясь в теснину реки Чу, "штурмуют" высокий хребет и в конце концов выезжают на берег большого высокогорного озера Иссык-Куль.

Джиль-Арык - Рыбачье - малодеятельный участок с движением не каждый день. Три месяца в году, в курортный сезон, туда можно проехать на коротком пассажирском. В остальное время редкий грузовой или технологический состав.

Мы не попали в Кыргызстан в период курсирования пассажирского поезда. Что ж, так даже интересней.

Поезд Бишкек - Рыбачье. Все фото, кроме этой, автора. 2022 год.
Поезд Бишкек - Рыбачье. Все фото, кроме этой, автора. 2022 год.

Строительство линии в Рыбачье началось ещё до войны, шло вялыми темпами, но судя по всему не прерывалось даже в период боевых действий. Год прибытия первого поезда на берег Иссык-Куля - 1948.

На работах использовался труд пленных бойцов из стран гитлеровской коалиции, которые оставили после себя различные артефакты и некоторое культурное наследие.

Станция  Джиль-Арык. Общий вид.
Станция Джиль-Арык. Общий вид.

Станция Джиль-Арык в предгорьях Киргизского хребта обращает внимание своим красивым каменным вокзалом. Здание, возведённое, со слов местных, немцами, выделяется элегантностью и капитальностью, необычными для посёлка с населением 300 человек.

Интересно, что сам населённый пункт носит название ДжЕль-Арык.

Вокзал Джиль-Арык. Вид со стороны путей.
Вокзал Джиль-Арык. Вид со стороны путей.

Вокзал не действует, но не заброшен. Правое крыло используется в качестве мечети (мусульманской молельной). Мулла - чеченец, потомок депортированных при Сталине, родину менять не захотел. Сейчас - единственный представитель данного этноса на много километров вокруг. После знакомства, как истинный мусульманин сразу предложил переночевать у него дома. Воспользовались предложением. Интересный человек. Спасибо.

В мечеть из посёлка ходит человек 10. Киргизия не очень религиозная страна, хотя верующих и больше чем в России.

Вокзал Джиль-Арык. Вид со стороны посёлка.
Вокзал Джиль-Арык. Вид со стороны посёлка.

В дальнем тупике на станции стоит замечательный составчик с одним облупленным вагоном-ЗАКом (?) и милейшим во вселенной тепловозом ТГК-2 из далёкой Калуги (К - значит Калуга). Смиренно ждёт своего часа.

ТГК-2. Был обфотографирован со всех сторон.
ТГК-2. Был обфотографирован со всех сторон.

С утра, дождавшись гудка, залезаем в последний вагон короткого (всего 13 вагонов - думпкары (самосвалы) и один турный с рабочими) грузового. Поехали.

-9

Участок по которому мы движемся, представляется чрезвычайно сложным для возведения в период 40-х.

Железная дорога идёт через горы, потом входит в теснину реки Чу. При трассировании линии по склонам Боомского ущелья пришлось пересекать целый ряд препятствий: глубоких оврагов и рек, по которым периодически сходят селевые потоки.

Район к тому же сейсмоопасен, толчки могут достигать отметки 9 шкалы Рихтера.

Высота насыпей и виадуков достигает 40 м, глубина выемок — 25–30 м. На протяжении линии присутствуют подпорные и удерживающие стенки, противообвальные галереи. Есть кривые малого радиуса. Пропускная способность не сильно большая (6 пар в сутки), так как скорости на участке низкие, а разъезды делать особо негде. Но сейчас здесь и не нужна высокая пропускная способность.

Гружёные поезда, даже если там 10 вагонов, следуют в сторону Рыбачьего с локомотивом подталкивания!

-10

Линию всё же поддерживают - видны следы недавнего ремонта, присутствуют свежие бетонные шпалы. Но на старом полотне качает так сильно, как будто мы находимся на мелкой посудине в неспокойном море, хотя и плетёмся.

Думпкар - опасный для езды вагон, может самопроизвольно раскрыться. Качка способствует ЧС, к тому же они ещё и дряхлые, как и всё остальное на КТЖ.

На единственной промежуточной станции поезд на несколько секунд сделал остановку, что даёт повод полагать, что на линии до сих пор используется электрожезловая система, либо движение по путевым запискам.

Качаемся дальше, наслаждаясь ветерком и созерцая унылые пастельные тона осеннего Кыргызстана.

Внезапно поезд встал где-то в горах на середине пути. Дизель заглушили, наступила тишина. Мои изначальные предположения оправдались - поезд не идёт до конца. Вагоны собирались загружать песком прямо на перегоне. Работник сказал, что это часов на пять, а потом он поедет обратно. Насколько же это малодеятельная ветка, что её можно перекрыть фактически на весь день (учитываем ещё время самого движения)!

С этим таджиком я почти месяц путешествовал по Киргизии.
С этим таджиком я почти месяц путешествовал по Киргизии.

Узнаём от работника, что ущелье напротив ведёт к некоему удивительному урочищу, которое точно стоит посетить.

Можно и сходить. Хотя природа Киргизии мне не очень нравится.

-13

Через 40 минут пути вверх по пересохшему руслу взору предстало необычное плато со скалами красного оттенка.

Причудливой формы горы, редкий в природе цвет, фигуры выветривания (вымывания) и при этом полная пустота. Как будто на другую планету попал!

Как здорово натыкаться на подобное.

Плато обширно. Представляется, что бродить в хитросплетениях ходов и гребней можно сутками, находя всё время новые красочные места и ракурсы, но мне и нескольких часов хватило.

Очень понравилось. И правда стоило сходить - по версии ДП - самая интересная достопримечательность Киргизии.

-14
-15
-16
-17

Добрались до Разъезда № 148 (счёт от Семипалатинска(?)). И едва ли где-то во вселенной существует больший номер разъезда.

На узкой полоске в горах смогли уместить пару путей, миниатюрный сталинский вокзальчик, ныне скрытый за листвой деревьев, ниже несколько домов местных жителей и автомобильная дорога.

Умиротворённое тихое место, повезло увидеть его живым и используемым по назначению! Такое не каждый день случается!

Встреча поездов на Разъезде № 148.
Встреча поездов на Разъезде № 148.
Платформы нет. Обычное для КТЖ дело.
Платформы нет. Обычное для КТЖ дело.
Скрытый в зарослях вокзал.
Скрытый в зарослях вокзал.
Табличка.
Табличка.
Встреча поездов на Разъезде № 148.
Встреча поездов на Разъезде № 148.

Продолжаем путь на одиночном локомотиве. В первый раз я оказался в кабине маневрового тепловоза (в магистральных ездил много раз).

-23

Обзор, конечно, слабый. Хуже чем в магистральном или в вагоне грузового поезда, но однозначно лучше, чем из пассажирского.

Машинист в положенный час делал намаз (намаз - обязательная пятикратная молитва в исламе, которая должна произноситься в определённое время). В кабине, при этом шестеро! Своя атмосфера.

В тепловозе на ветке Луговая - Рыбачье.
В тепловозе на ветке Луговая - Рыбачье.
Стелла на границе Чуйской и Иссык-кульской областей.
Стелла на границе Чуйской и Иссык-кульской областей.

Также как на предыдущем поезде зачастую едем очень медленно. По словам железнодорожников могут быть сходы камней с гор. Никому не хочется из-за невнимательности оказаться на дне Боомского ущелья.

Иногда, обычно весной, сходы делают намеренно в качестве профилактики, а ещё раньше из-за селевой опасности движение ночью было запрещено!

Вот и станция Рыбачье на берегу легендарного Иссык-Куля.

Встречает, внезапно, самым большим в Киргизии вокзалом! Этой станции когда-то придавали большое значение, её перспективы казались грандиозными. Но на десятилетия Рыбачье превратилось в забытый всеми тупик, который принимает поезда не каждый день. Но скоро всё может поменяться...

Станция Рыбачье. Вокзал.
Станция Рыбачье. Вокзал.

Продолжение в 👉 следующей части.

Поддержка канала по 4893 4702 7888 9453. Спасибо!

Читать сначала:

Кому понравилось также будет интересно: