Найти в Дзене
Другой путь

Железные дороги Киргизии. Полуживая, разорванная на 6 кусков из-за развала СССР система, существующая почти полностью на советском наследии

Первый во вселенной детальный обзор Киргизских железных дорог от человека лично побывавшего там. Много эксклюзивных кадров, информации, неочевидных моментов, души и сути.

Все фото автора, если не указано иное. Вторая половина 2022 года.
Все фото автора, если не указано иное. Вторая половина 2022 года.

История современного Кыргызстана начинается в 20-е годы с образованием Кара-Киргизской автономной области РСФСР, контуры которой фактически повторяют границы нынешнего государства. Примерно в это же время в её административный центр прибыл первый железнодорожный состав, о чём сообщает памятная табличка на вокзале станции Бишкек-1. Дату прибытия принято считать днём рождения КЖД.

-2

Скоро большую РСФСР начнут "кромсать" на причудливые лоскутья, реализуя непонятную цель национального размежевания. Взглянув на карту Центральной Азии, мы увидим там совершенно нелепую и казалось бы нежизнеспособную химеру с кучей анклавов, эксклавов и ломаных хитро переплетённых линий, прочерченных что называется "от балды". Нормально поделить так и не получилось, да в общем-то и не представлялось возможным. Столетиями в этих землях бок о бок жили представители разных народов.

К чему привело опрометчивое решение известно - все остались в обиде. Средняя Азия, а в частности её сердце, Ферганская долина, - очередная горячая точка на карте большой России. Взаимоотношения между вновь испечёнными республиками колеблются от холодных до открытого военного противостояния, а когда-то чистая нетронутая местность перегорожена тысячекилометровыми заборами с колючей проволокой, контрольно-следовыми полосами и минными полями. Иногда происходят артиллерийские дуэли и перестрелки.

Необоснованные абсурдные границы являются для этого уголка земли источником неисчислимых бед и проблем.

Из последних заметных событий.
Из последних заметных событий.

Естественно, когда прокладывали стальные магистрали, никто и представить не мог подобного развития истории. Строили как удобней, не обращая внимания на какие-то там эфемерные линии.

Что по итогу? Единая Среднеазиатская железная дорога прекратила своё существование. Железные дороги абсолютно всех стран региона превратились в набор невзаимосвязанных между собой участков.

Больше всего "повезло" Кыргызстану. Таких кусков насчиталось целых шесть!

В условиях враждебных отношений друг с другом, государства сразу приняли решение соединять пути сообщения внутри собственной территории. И если у соседей так или иначе получилось это сделать, то в Кыргызстане "воз и ныне там", что сильно сказалось на парадигме их существования.

Схема железных дорог Кыргызстана, по состоянию на 2023 год. Не отражён участок Пролетарск - Сулюкта на западе.
Схема железных дорог Кыргызстана, по состоянию на 2023 год. Не отражён участок Пролетарск - Сулюкта на западе.

Ну а теперь перенесёмся собственно в Киргизию и посмотрим что из себя представляют стальные магистрали этой далёкой, но не совсем чужой для нас земли. А посмотреть есть на что, они по своему интересны.

Начнём с самого длинного участка. Ветки Луговая - Рыбачье. Так называемая северная линия. Она начинается в Казахстане на знаменитой Туркестано-Сибирской магистрали, но скоро вступает на земли Чуйской долины.

Северная линия КТЖ.
Северная линия КТЖ.

Пограничная станция Каинды. И мы на территории «Кыргыз темир жолу» (далее КТЖ). Это государственная компания-аналог РЖД.

Проект строительства железной дороги до города Пишпек (в советский период - Фрунзе, с 1991 года - Бишкек (в честь легендарного героя Бишкек-Батыра (кроме созвучия с дореволюционным названием ничего общего не имеет)) был разработан ещё до революции, но реализовать его в имперскую эпоху не успели.
Официальная дата прибытия первого поезда в Пишпек - 8 августа 1924 года. Видно, что вокзал на станции Пишпек (ныне Бишкек I) построен явно по дореволюционным эскизам.
Вокзал Бишкек-1. Красиво и спокойно.
Вокзал Бишкек-1. Красиво и спокойно.
Зал ожидания.
Зал ожидания.
Питьевой фонтанчик у вокзала.
Питьевой фонтанчик у вокзала.

Далее дорога планомерно продвигалась на восток, в сторону большого озера Иссык-Куль. В 1948 году первый поезд прибыл на станцию Рыбачье, расположенную на берегу "Киргизского моря". Длина участка в пределах Кыргызстана достигла 250 километров. С тех пор железнодорожная сеть не развивалась.

Для нас северная линия интересна и как единственный участок КТЖ, где всё ещё осуществляется пассажирское движение. Несколькими поездами мы проехали по большей части данной ветки.

-9

От Каинды до Бишкека всего 80 километров, населённые пункты почти непрерывно. Вознесеновка, Новониколаевка, Полтавка, Петровка, Беловодское, Садовое, Александровка, Гавриловка, Новопавловка и многие другие. Звучит до боли знакомо. Эта местность когда-то была полностью русской и выглядела как уголок Украины или Ставрополья (здесь плодородная равнина, горы слегка просматриваются где-то вдалеке), переброшенный на тысячи километров восточнее. Она и сейчас так выглядит, только славян осталось менее 5%. А вот русская топонимика осталась: в Киргизии её не искореняют, в отличие от русофобских соседей. Надолго ли?

На участке Каинды - Бишкек самый большой в Киргизии шанс на встречу с пассажирским поездом. Ведь их осталось очень мало. Самый частый ходит 1 раз в сутки! Это пригородный Бишкек - Каинда. Стандартное для центров маятниковое расписание. Вечером из столицы, утром обратно.

Мы воспользовались вечерним рейсом.

Поезд Бишкек - Каинда на станции Бишкек-1.
Поезд Бишкек - Каинда на станции Бишкек-1.

Поезд состоит из старого маневрового, иной раз грузового тепловоза и таких же древних плацкартных пассажирских вагонов. Стоимость проезда очень низкая - 1 сом за километр. В переводе на деревянные - 70-80 копеек. В России в среднем данная цифра составляет 3 рубля.

Внешний вид билета, к сожалению, скучная бумажка по типу магазинного кассового чека.

Маршрутная табличка.
Маршрутная табличка.
Случайный ренессанс на станции Бишкек-1. Машинист - русский.
Случайный ренессанс на станции Бишкек-1. Машинист - русский.

Пассажиров мало, думаю все бы поместились в одном, ну в двух вагонах свободно. В миллионном то городе в час пик! В принципе, это неудивительно - скорость у поезда низкая, остановки часто и где-то на отшибе.

Но я бы всё равно пользовался железнодорожным транспортом. Здесь можно полежать, попить чая из самовара, спокойно заняться чем-нибудь. Ну и пусть, что на маршрутке быстрее, а потом ещё куда-то идти, зато атмосфера. Кто понял жизнь, тот не спешит.

Подобным образом рассуждают и немногочисленные пассажиры. Познакомились с парнем из Беловодского. Русский. Часто пользуется поездом, уезжать из Киргизии не планирует. Ходит в горы, ездил автостопом до Петербурга (путешествовал). Всё правильно, родину не меняют, жаль что таких в стране меньшинство, отток европеоидов продолжается. Но лиц славянской внешности в вагоне хватает, как известно поезд для русских нечто большее, чем средство передвижения.

-13

"Беловодская, следующая остановка Разъезд №141" - сказала бы "электротётя", если б здесь работал автоинформатор. А мы под закат солнца медленно катимся дальше в совсем опустевшем вагоне.

Все железные дороги Кыргызстана колеи 1520 мм однопутные и неэлектрифицированные. Длина путей на 2023 год не превышает 500 км, что делает полигон КТЖ самым маленьким в бывших союзных республиках, половина данной цифры - северная ветка, значительная часть на долговременной консервации.

На железнодорожный транспорт в Киргизии приходится всего 3-4 % грузового оборота и, вероятно, 0,01% пассажирского. Степень изношенности подвижного состава крайне высока; из 2500 грузовых вагонов, 450 пассажирских и 50 локомотивов, принадлежащих КТЖ, едва ли найдётся что-то новое. Многие единицы готовятся отмечать (отметили) 50-летний юбилей.

На одной из станций Чуйской области.
На одной из станций Чуйской области.
Шильда в виде герба СССР на одном из локомотивов.
Шильда в виде герба СССР на одном из локомотивов.
Встреча локомотивов на разъезде №148.
Встреча локомотивов на разъезде №148.

Из свежего в наличии только парочка новеньких казахстанских ТЭ-33 в оригинальной расцветке.

ТЭ-33
ТЭ-33

С внешним миром Кыргызстан связан редкими поездами дальнего следования. Бишкек - Самара - 2 раза в неделю; Новосибирск - усреднённо 3 раза в месяц; Шу (Казахстан, станция на ТуркСибе не так далеко от границы) - 1 раз в неделю.

Дальние поезда от пригородных внешне ничем не отличаются. Сопоставимое количество вагонов, те же цвета, такие же локомотивы.

С каждым годом поездов всё меньше...

Поезд КТЖ на перегоне Разъезд №141 - Кара-Балта.
Поезд КТЖ на перегоне Разъезд №141 - Кара-Балта.

Исторически первая, "ламповая" станция Бишкек-1 сейчас не является для города основной.

Пассажирские составы формирует сталинский вокзал Бишкек-2. Он тоже красивый приятный и интересный, существенно больше чем первый, но всё ещё никак не соответствует столичному мегаполису. Впрочем, в этом и есть его прелесть.

Вокзал Бишкек-2. Пассажирское здание.
Вокзал Бишкек-2. Пассажирское здание.
Интерьеры вокзала Бишкек-2.
Интерьеры вокзала Бишкек-2.
Общий вид станции Бишкек-2.
Общий вид станции Бишкек-2.
Некоторые вагоны прошли капитальный ремонт и вместо герба СССР содержат на себе герб современного Кыргызстана.
Некоторые вагоны прошли капитальный ремонт и вместо герба СССР содержат на себе герб современного Кыргызстана.
На выходе в город встречает большой памятник самому известному уроженцу Бишкека - Фрунзе. Герою гражданской войны и революции.
На выходе в город встречает большой памятник самому известному уроженцу Бишкека - Фрунзе. Герою гражданской войны и революции.

К востоку от Бишкека по будням также 1 раз в день курсирует старинный состав под тепловозом. Его логика идентична "западному поезду". Но конечная - Токмак. Также через русские Новопокровку, Дмитриевку, Ивановку, ... . Судя по тому, что вагона всего четыре, пассажиропоток на восток ещё меньше.

Одна из остановок в черте города носит название Тепловозы - там действительно на виду у всех стоит множество ржавых разукомплектованных машин. База запаса - или как у некоторые любят говорить "кладбище поездов".

Тепловоз 3ТЭ10М-1024 с пригородным поездом Бишкек - Токмак.
Тепловоз 3ТЭ10М-1024 с пригородным поездом Бишкек - Токмак.
Станция Токмак.
Станция Токмак.

Чуйская долина сужается. После Токмака горы по обе стороны дороги подступают всё ближе, уже можно рассмотреть гребни, отдельные детали, останцы. У станции Джиль-Арык, поезда начинают штурмовать высокогорный хребет. Некоторым даже требуется локомотив подталкивания.

Начинается интереснейший, но ещё более малодеятельный участок с движением не каждый день, куда так просто не проехать. Эксклюзивности добавляет, что строили его пленные немцы.

-26

Мы доехали до самого конца, продолжение в 👉 следующей части.

Читателям также будет интересно:

Статья появилась в результате данного путешествия: