Иссык-Куль. Легендарное "киргизское море". Кто бы мог подумать - в середине прошлого века, перевалив горный кряж, пленные немцы и заключённые дотянули сюда железнодорожную ветку, прочно связав эти земли с остальной страной. Так возникла станция Рыбачье.
Продолжение серии про железные дороги Киргизии
Официально станция действует с 1950 года, однако известно, что первый поезд прибыл сюда в 1948. Два года потребовалось на то, чтобы довести до ума сложный горный участок через Киргизский хребет.
Этой станции когда-то придавали большое значение, её перспективы казались грандиозными. Но на век Рыбачье превратилось в забытый всеми тупик, который видит поезд не каждый день.
Деревянные шпалы, ручные стрелки, старая техника. Здесь явно ощущается дух советской эпохи.
Но при этом Рыбачье обладает, внезапно, самым большим в Киргизии вокзалом! Увидев его, я сразу вспомнил далёкий БАМ, с его гигантскими шедевральными постройками в маленьких посёлочках среди гор и тайги. Памятниками честолюбивым идеям, которым позавидует иной областной центр.
Феномен магистрали заключается в том, что сооружение участков распределили между городами, областями и республиками. Москва и Хабаровск, Армения и Узбекистан, Кавказ и Прибалтика. Их представители хотели выгодно выделиться на фоне других.
Возникли подозрения, что проект изначально предназначался для великой стройки, но Кыргызстан, похоже, единственная республика, отчего-то не принявшая в ней участие. А чтобы работа не пропадала зря - здание решили реализовать в этом странном месте. Мнение?
На станции никогда не было особого ажиотажа, а сейчас на пассажирском сюда можно приехать только летом, в период курортного сезона, когда вода Иссык-Куля прогревается. Короткий двухвагонный состав из Бишкека раз в день. Если на небе сойдутся звёзды можно увидеть и узбекский поезд Ташкент - Рыбачье. Периодичность - раз в неделю, только июль и август. Назначается не каждый сезон.
Но зал ожидания всё равно открыт круглый год. В просторном помещении хорошо прятаться от дневного зноя. Спасибо.
Общественный порядок здесь охраняет:
Рядом со станцией - старинное кладбище с характерными для Казахстана и Киргизии склепами-надгробиями.
Дальше - заржавленный путь в "морской терминал".
В советские годы Рыбачье было крупным, как бы сейчас сказали, перевалочным хабом. Грузы (пассажиры) с поездов перегружались (пересаживались) на теплоходы и отправлялись по своему назначению в прибрежные городки и селения, разбросанные в акватории большого озера. Самый дальний пункт назначения - Пржевальск, областной центр в 200 километрах.
Сейчас никакого грузового и пассажирского движения по Иссык-Кулю уже давно нет. Но на пирсах всё ещё стоят жирафы портовых кранов, а остатки флота ждут своего часа. Удивительно, как всё ещё не распилено. Ведь вряд ли данная инфраструктура когда-нибудь понадобится.
Малые суда в сезон катают туристов. Пассажирским сообщением это не является.
Вокруг станции - гектары промзон. Большинство из них заброшено. По словам одного местного жителя за 30 лет в Кыргызстане не осталось ни одного крупного пром. предприятия. Верим?
Но вообще станция живёт - в грузовом парке есть вагоны. Основная специализация сейчас - перегрузка и вывоз каменного угля. Не каждый день, но стабильно.
В комментариях под предыдущими частями писали, что скоро киргизы вместо поездов будут передвигаться на этом:
Но не тут то было! В 2022, спустя много лет возобновилось строительство путей в сторону большого села-райцентра Кочкорка.
С первых дней "независимости" Кыргызстан лелеет надежду соединить разрозненные участки железнодорожной сети внутри страны. В 90-е были слабые попытки этого, закончившиеся фактически ничем, а скорее расхищением выделенных средств.
И вот теперь за дело взялись иностранные инвесторы (РФ и Китай). На первом этапе - это 60-километровая линия на угольное месторождение, планировавшаяся ещё при СССР, но у неё есть перспективы уйти в Китай и Джалал-Абад, тем самым объединив большинство линий КТЖ!
По этому поводу всё вокруг даже подчистили и произвели косметический ремонт.
50 000-ый город Рыбачье переименован в Балыкчи, что в переводе и значит "рыбачье". Осмотрим и его.
Общее впечатление - пыльно, неаккуратно, разруха. Фотографировать особо нечего. Если бы не горы, море и несколько новых памятников неизвестным азиатам, можно подумать что ты где-то в захудалой тамбовщине. Русских осталось процентов 10, когда-то было 90. Из новых построек только мечети и церковь.
Ещё несколько фото в галерее:
Кстати, Балыкчи и станция Рыбачье расположены на высоте 1600-1700 метров, а Кочкорка будет ещё на 200-300 метров выше! В России нет ни одного действующего участка ЖД на такой отметке. Конкуренцию составит только Разъезд 60 км заброшенной ветки Новая Чара - Чина на БАМ-е.
Но высота никак не ощущается. Высокогорными эти места язык назвать не повернётся. Хотя по факту так и есть. А что вы думаете?
В финальной части расскажу и впервые в интернете покажу изолированные южные ветки КТЖ. Подписка не гарантирует показов в ленте.
Читать сначала:
Смотрите также: