Найти тему

Минирование Большого театра в 1941 году…

Великая Отечественная Война 1941-1945 годов – это самое тяжелое время для нашей страны. Победа досталась нашей стране очень высокой ценой. С той поры осталось немало тайн и загадок. Одна из которых минирование столицы в 1941 году.

К осени 1941 года под натиском фашистских захватчиков пали практически вся Прибалтика, Белоруссия, большая часть Украины. Враг стоял под Ленинградом и на подступах к Москве. В связи с этим, было принято решение о проведении ряда секретных мероприятий в столице, которая находилась под угрозой сдачи фашистам. В обороне Москвы имелись многочисленные прорехи, которые приходилось «затыкать» дивизиями народного ополчения и курсантами военных училищ. Они ценой своей жизни задерживали продвижение врага к Москве.

После начала ВОВ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 года НКВД и Народный комиссариат государственной безопасности объединили в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР, который возглавил Лаврентий Павлович Берия. Именно ему было поручено разработать план спецмероприятий. Он предложил использовать уже существующие телефугасы. В обусловленное место закладывается заряд взрывчатки огромной мощности и взрыватель соединяется с миниатюрным приемным радиоустройством. Когда агентура, оставленная в городе, подает условный знак, посылается радиосигнал и фугас сработает.

Сталин одобрил план, отметив при этом: «Главное, чтобы техника не подвела, и враг не сумел обнаружить смертельную западню». Но был предусмотрен и запасной вариант, использование подрывников-добровольцев.

Лаврентий Павлович развернул карту города и указал объекты, которые подлежали минированию. Поскольку разведка доносила, что немцы устраивают торжественные мероприятия по поводу взятия каждого крупного города, то они могут использовать Большой театр и Дом союзов.

Большой Театр. Источник: Яндекс.Картинки
Большой Театр. Источник: Яндекс.Картинки

Дом Союзов. Источник: Яндекс.Картинки
Дом Союзов. Источник: Яндекс.Картинки

Приказ Сталина был незамедлительный: «Взорвать! Мы должны предусмотрительно готовиться к самому худшему. Но Москву сдавать врагу не собираемся…»

Кроме Большого театра и Дома союзов, минированию подлежали гостиницы «Метрополь» и «Националь», многие исторические памятники, храмы, правительственные здания и даже объекты Кремля. Все работы проводились под абсолютным секретом. Отобранным добровольцам ничего не сообщали о сути секретного задания. Все проводилось достаточно оперативно, враг уже был на подступах к Москве.

Гостиница "Метрополь". Источник: Яндекс.Картинки
Гостиница "Метрополь". Источник: Яндекс.Картинки

Каждый заминированный объект принимала специальная комиссия, которая отличалась большой придирчивостью. При сдаче гостиницы «Националь» случилось чрезвычайное происшествие. Комиссия решила, что квадрат паркета, как раз тот, что снимали для закладки взрывчатки, отличается от остальной части пола. Немедленно были приняты меры: весь паркет был разобран и в течение суток полностью настелили новый. Целиком во всем помещении. Объект был принят!

Гостиница "Националь". Источник: Яндекс.Картинки
Гостиница "Националь". Источник: Яндекс.Картинки

- Взрывать только в крайнем случае, - сказал Сталин. – Все отложить до особого распоряжения.

К счастью, «особого распоряжения» не последовало, в битве под Москвой врага отбросили от стен столицы, и угроза сдачи города миновала. Однако бригады особого назначения по минированию спецобъектов распущены не были, впоследствии они принимали участие в разминировании спецобъектов.