Найти тему
Правила жизни

Заказчики возненавидели эту работу Караваджо всего из-за одной маленькой детали

На протяжении трех лет Караваджо работал над циклом картин, посвященных жизни евангелиста Матфея, для капеллы Контарелли при церкви Санта-Луиджи-деи-Франчези. Два выполненных первыми произведения — «Пр извание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» — приятно удивили заказчиков и принесли широкую славу художнику. Караваджо получил заказ на исполнение третьей картины цикла, для которой было уготовано центральное — алтарное — положение в капелле. Но из-за третьей картины заказчики были очень злы.

Сюжет третьей картины был связан с моментом, когда апостолу Матфею явился ангел. Согласно священному писанию святого, это событие повлияло на создание одного из Евангелий. Работая над картиной, Караваджо допустил много вольностей в написание образа евангелиста. Его Матфей больше походил на безграмотного пожилого простолюдина. А все потому, что именно такой типаж и привлекал художник. На картине Матфей, удивленно подняв брови, смотри в книгу под пристальным руководством прекрасного андрогинного ангела. Но на первый план вышли скрещенные грубоватые ступни святого. Эти обнаженные ноги «оскорбительно выставленные на всеобщее обозрение», а также «неподобающие» позы персонажей стали основной причиной, по которой картина была отвергнута церковью.

Чтобы все-таки угодить заказчикам, Караваджо решил написать второй вариант произведения, сильно переделав композицию и эмоциональную наполненность полотна. Вторая версию «Матфея и ангела» удовлетворила заказчиков, она и сейчас украшает алтарь капеллы, первую же у художника выкупил коллекционер Винченцо Джустиниани, и скандал был забыт.

А как вам кажется, можно ли было повесить картину в первом варианте? Делитесь в комментариях!